Русский язык. Урок развития речи "В мир звуков и красок весны"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Познакомить учеников с произведениями разных авторов о весне.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу.
  • Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.
  • Воспитывать чувство коллективизма и любви к природе.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование. Магнитофон, аудиозаписи П.И. Чайковского "Времена года", грамзапись "Голоса птиц"; репродукция картин А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода", детские рисунки на тему "Весна"; тексты стихов, "Красная книга"; словари синонимов, листы с текстами для работы учащихся в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Долгожданный дан звонок, начинается урок.
– Ребята, пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми чувствами.

II. Этап подготовки к усвоению нового материала "Вхождение в тему урока"

– Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»).

– Догадались ли Вы о том, кто нас приглашает на урок? Если нет, то попробуйте отгадать загадку:

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (ВЕСНА).

III. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.

"В мир звуков и красок весны"

– Подумайте, о чем сегодня может пойти речь на уроке? (Ответы детей).
– Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором вы узнаете много нового о слове, расширите свой словарный запас, будете учиться красиво говорить, а результатом вашей деятельности будет написание сочинения-миниатюры.
Эпиграфом нашего урока я выбрала слова А.К. Толстого.

"Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет".

(А.К. Толстой)

IV. Этап усвоение новых знаний. Работа по теме урока

1. Звучит музыка П.И. Чайковского "Март".

– Понравилась ли вам музыка? (Ответы детей).
– Слышите, это Фея – Весна пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство весны. Но чтобы не заблудиться по дороге, давайте вспомним, по каким приметам мы узнаем весну? (Снег тает, птицы прилетают, звенит капель и т.д.).
– Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

Весна днем красна.
Вода с гор притекла – весну принесла.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
В марте вода, в апреле трава.

– При помощи чего (каких средств) композитор сумел передать нам звуки весны? (Темп, высота звуков, инструменты …).
– Представьте, что вы композиторы, какую бы музыку написали?
– Почему мы связываем эти звуки именно с приходом весны? (Ответы детей).

2. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной. Вот как об этом пишет Ф.И. Тютчев (чтение стихотворения "Весенние воды"). А.П. Чехов весну описал так: "Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат…".
– Обратите внимание, что Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. Как в литературе называется такой прием? Что он означает?
– Звуки, звуки, звуки … Прозвучали стихи и музыка о весне. Самые разные приметы этого времени года привлекали внимание поэтов, писателей и композиторов. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось? (Ответы детей).

3. – Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны?
– Перед вами репродукции картин русских художников А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода". Всмотритесь в картины и постарайтесь "услышать" звуки весны, которые передали художники. (Ответы детей).
– Какие краски использовали художники? (Ответы детей).

V. Физминутка

VI. Речевая подготовка

– Поэты писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова, чтобы описать красоту весны? В группах подберите красочные определения к словам, которые подойдут к описанию следующих предметов:

(Дети в группах подбирают и записывают эпитеты).

– Зачем мы подбираем эпитеты? (Чтобы сделать свою речь более выразительной).

VII. Орфографическая подготовка

– Чтобы правильно написать слова в сочинении, давайте повторим правописание изученных орфограмм.

в_сна
д_жди
б_гут
п_ют
чудесная
душистая

– Что общего у слов каждого столбика? Какими частями речи они являются?
– Как быть, если вы не знаете  правильное написание слова? (Ответы детей).

Учитель раздает словари.

VIII. Лексико-грамматическая подготовка

1. О чём нужно помнить при составлении текста? (На доске написаны признаки текста).
2. В группе составьте предложения из данных слов.

(Проверка предложений)

3. Сравните два текста. Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Какой вам понравился больше и почему?

Наступила  весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

IX. Написание сочинения

– А теперь вы сами выступите в роли писателей и напишите маленькое сочинение (сочинение-миниатюру) о весне.
Кому трудно самостоятельно написать работу, могут использовать карточки-помощницы.

X.  Чтение творческих работ учащихся. Оценивание

XI.  Рефлексия по схеме:

– Я научился …
– Мне было интересно …
– Мне было трудно …
– Мне понравилось …
– Мне бы хотелось …

XII. Итог урока

– Прочитайте эпиграф еще раз и скажите, почему он подходит к нашему уроку.
– Что вы сегодня узнали о весне?
– Наш урок мне хотелось бы завершить стихотворением Е.Баратынского:

Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон !
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.