Урок информатики по программе А.В. Горячева в 3-м классе по теме "Аналогичная закономерность"

Разделы: Информатика


Цели урока:

1. Образовательные –

  • отработать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы;
  • закрепить умение располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
  • закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint.

2. Развивающие –

  • способствовать развитию логического мышления и навыков решения нетиповых задач;
  • развивать у учащихся исследовательские умения на основе изученного материала, тренируя мышление по аналогии;
  • развивать художественный вкус, графические умения и творческое воображение.

3. Воспитательные –

  • воспитывать умение общаться, делать выводы и аргументировано отстаивать свои взгляды;
  • формировать интерес к предмету.

Задачи урока:

  • развивать умение находить закономерности в цепочках и таблицах, обобщать и делать выводы;
  • рассмотреть примеры составления закономерностей аналогичных заданной и отработать навыки их составления;
  • уметь применять теоретические знания для решения практических задач:
    • уровень 1: составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя его инструменты и дидактические задания;
    • уровень 2: (творческий) самостоятельное придумывание закономерностей.

Оборудование: ПК Celeron 1200, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: Операционная система Windows XP, пакет программ Office 2003 (MS PowerPoint, MS Word, Paint).

Информационное обеспечение: презентация по ходу урока, дидактический материал, рабочие тетради А.В.Горячева “Информатика в играх и задачах. 3 класс”, часть 2.

Тип урока: комбинированный.

План урока

Актуализация опорных знаний: тест “Умеешь ли ты составлять закономерности?”, проверка домашнего задания.

  1. Решение задач по теме урока “Аналогичная закономерность”
    1. использование понятия аналогичная закономерность;
    2. применение двойной закономерности в заданиях.
  2. Практика работы на компьютере – составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя дидактические задания.
  3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Организационный момент.
Объявление темы и постановка целей урока (презентация, слайды 1 -5)
Слушают.
1. Актуализация опорных знаний (презентация, слайд 6)
– Какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель – иногда осознанно, а иногда и нет. Ведь бывает и так – вы напряжённо ищете выход из трудной ситуации, пытаясь нащупать, за что можно ухватиться. И вдруг приходит озарение… Что же произошло? Это сработало замечательное свойство нашего разума – умение безотчетно, словно по какому-то волшебству, уловить самое важное, найти выход из этой ситуации.
– А сейчас покажите, как вы справляетесь с трудными заданиями на поиск закономерностей в тесте.
Слушают.
1) Тест “Умеешь ли ты составлять закономерности?” (презентация, слайды 7-16) Отвечают на задания теста.
2) Проверка д/з из РТ (рабочей тетради)
№ 21, 22, 20.
Отвечают на вопросы учителя.
Дом. задание №21: (презентация, слайд 17)Найти закономерность расположения букв в цепочке и заполни пустые карточки: А, Я, Б, Ю, В, …, …, Ь, Д, Ы. – Буквы образуют последовательность типа “начало – конец”, т.е. 1-я буква алфавита – последняя буква; 2-я буква алфавите – предпоследняя; и т.д. Нужно вставить буквы “Э” т “Г”.
По такому же правилу составь ряд чисел, начиная с числа 15, т.е. составь аналогичную закономерность для чисел: 15, 90, … – Последовательность чисел, составленная по такому правилу будет иметь вид: 15, 90, 16, 89, 17, 88, 18, 87, 19, 86.
Дом. задание №22: (презентация, слайд 18)
Найти закономерность расположения чисел в цепочке и заполни пустые карточки: 6, 8, 7, 9, 8, 10, 9, …, …, 12.
– Последовательность чисел составлена по следующему правилу: каждое следующее число то увеличивается на 2, то уменьшается на 1 (+2, -1). Значит, пропущены числа: 11, 10.
Придумай похожее правило для последовательности чисел, начинающейся с числа 2. – Можно составить последовательности (дети читают свои последовательности, составленные по правилу: увеличить на …, уменьшить на …):
1) 2, 7, 5, 10, 8, 13, 11, 16, 14, 19 > (+5; -2)
2) 2, 12, 8, 18, 14, 24, 20, 30, 26, 36 > (+1-, – 4)
Дом задание №20: (презентация, слайд 19)
Заполни пустые клетки таблицы с числами, которые не должны повторяться. Раскрась по такому же правилу цветными карандашами все окна в доме.
Слушают задание.
– В какую из пустых клеток нужно вписать число первым? – В ту клетку, которая одна пустая в строке или в столбце. Например, можно заполнить пустую клетку в первом столбце и вставить туда 4, т.к. числа не должны повторяться, затем во втором столбце – 3. Теперь выберем первую строчку и вставим туда недостающее число 3. Затем в третьем столбце – недостающее число 1, И, наконец, в четвертом столбце – число 2.
– Какую закономерность в расположении чисел в таблице вы заметили? Где находятся повторяющиеся числа? – По диагонали: из левого верхнего угла в правый нижний угол – число 1. Над диагональю – число 2. Над ним – число 3. В правом верхнем углу – число 4. Под диагональю с числом 1 – число 4, под ним число – 2 и в левом нижнем углу – число 2.
– Какого цвета окна в домах, если смотреть на них вечером, когда на улице темно? – Разноцветные, потому что в квартирах разного цвета лампы, абажуры, плафоны, шторы, …
– В нашем доме на каждом этаже и в каждом подъезде окошки разного цвета: какое количество карандашей вам понадобилось, чтобы раскрасить окошки? – Четыре.
– Здесь есть закономерность и нам нужно раскрасить окна в доме по правилу аналогичному тому, как расположены числа в таблице. – Пусть каждое число соответствует цвету окна в доме. Например: 1– желтый , 2 – синий , 3 – розовый , 4 – зеленый.
2. Решение задач по теме урока “Аналогичная закономерность” (презентация, слайд 20 – 21)
– Итак, какая польза может быть от аналогии? – Аналогия может подсказать, как обращаться с предметом.
– Аналогия может помочь решить какую-то задачу или проблему.
– Сейчас мы с вами тоже будем искать решение в задачах, используя свойство аналогии. Слушают.
Задание № 23 (презентация, слайд 22):
Нарисуй и раскрась фигуры в пустых клетках таблицы (сначала определи форму, а затем цвет фигуры). По такому же правилу дорисуй объекты и раскрась занавески в пустых окнах дома.
Слушают задание.
На какие задания похоже это задание из тех, что вы уже выполняли раньше? – На задание с печеньем и раскрашиванием окошек.
– Можно выполнить это задание аналогичным образом? – Можно.
– Обратите внимание на то, что здесь соблюдается “двойное правило”. Какое? – Сначала надо определить форму, а затем цвет фигуры.
– По какому правилу раскрашены занавески на 12 окнах? – Здесь нам пригодилось правило, по которому раскрашены геометрические фигуры в таблице.
– Какими должны быть занавески на остальных четырех окнах? – Их цвет должен совпадать с цветом треугольника, ромба, круга и квадрата.
– А где нам пригодится правило, по которому расположены круги, ромбы, квадраты и треугольники в таблице? – Их форма поможет нам расположить объекты в окошках дома: девочку, кошку, вазу с цветами и банку с вареньем.
Это задание вы сделаете дома. Отмечают в тетради.
Задание № 25 (презентация, слайд 23 – 24):
Дорисуй фигуры и впиши слова в пустые клетки.
Слушают.
– Попробуйте самостоятельно заполнить пустые клетки первой таблицы геометрическими фигурами. С какой клетки вы начнете работу? – С единственной пустой клетки в первом столбике. Это будет ромб, а внутри закрашенный квадрат.
Учитель наблюдает за работой. Заполняют таблицу.
– Какую закономерность в расположении фигур вы заметили? (проверка результатов) Дети отвечают.
– А теперь давайте посмотрим на таблицу со словами. Какую закономерность в ней можно выделить? – В 1-м столбце – слова из 3 букв, во 2-м – из 4 букв, в 3-м – из 5 букв, в 4-м – из 6 букв;
в 1-й строке слова на букву “м”, во 2-й – на букву “д”, в 3-й – на букву “с”, в 4-й – на букву “м”.
– Впишите нужные слова в пустые клетки. Дети заполняют и затем прочитывают свои слова.
– Теперь самостоятельно заполните пустые клетки второй таблицы геометрическими фигурами. Дети заполняют таблицу.
– Давайте проверим, что у вас получилось? Дети отвечают.
– Рассмотрите вторую таблицу со словами и заполните ее. Дети заполняют и читают свои слова.
– Какая закономерность здесь получилась? – Во второй таблице:
в 1-й строке названия птиц на буквы “с”, “л”, “к”, “г”, во 2-й – названия зверей на те же буквы, в 3-й – названия деревьев, в 4-й – цветов; причем в каждом столбце и в каждой строке нет двух слов на одну и ту же букву.
– Чем похожи правила заполнения таблиц? – В первых двух таблицах соблюдаются две закономерности по общим признакам:
первый признак – у элементов каждой строки одинаковая вписанная фигура и первая буква в словах;
второй признак – у элементов каждого столбца – одинаковая внешняя фигура и количество букв в слове.

– А в другой паре таблиц?

– Во второй паре таблиц соблюдаются такие закономерности: первый признак – у элементов каждой строки одинаковая вписанная фигура и общее название объекта (птицы, животные, деревья, цветы); второй признак – в каждой строке нет двух слов на одну и ту же букву, а в каждом столбце не двух одинаковых внешних фигур.
– Какую еще закономерность можно проследить? – Можно проследить “диагональную” закономерность из правого верхнего угла – в левый нижний: одинаковые внешние фигуры и названия на одинаковые буквы.
Вывод учителя: В таблицах со словами и геометрическими фигурами двойная закономерность: по столбцам и по строкам. Дети слушают.

3. Практика работы на компьютере:

Составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя его инструменты и дидактические задания (презентация, слайды 25 – 27)

Учитель: А сейчас покажите, как вы умеете сами составлять закономерности на компьютере. Откройте графический редактор Paint. Рассмотрите задания в карточках.

Примерные задания для работы в Paint.

С помощью каких инструментов графического редактора можно выполнить это задание? (презентация, слайд 27). Расскажите, как можно пользоваться этими инструментами.

После обсуждения дети переходят к выполнению заданий: рисуют предложенную табличную закономерность, вставив пропущенный элемент.

Слабым ученикам даются более простые задания, а тем, кто справился быстрее других – предложить самому придумать закономерность для своих одноклассников.

4. Итог урока (презентация, слайд 28)

  • Объявление оценок.
  • Сегодня вы учились находить аналогичные правила и составлять по ним новые, свои цепочки и таблицы закономерностей с предметами, словами, работая с заданиями в рабочей тетради. Показали свои знания, отвечая на задания теста. А также закрепили этот материал, составляя в графическом редакторе Paint на компьютере закономерности. У вас была сложная задача на компьютере: найти “двойную” закономерность в предложенном учителем задании и изобразить ее в графическом редакторе, используя известные инструменты и приемы работы с ними. Причем вы должны были постараться нарисовать, по возможности ровно и аккуратно. По вашим работам и оценкам видно, что со всеми заданиями урока все успешно справились. Молодцы. А научиться еще лучше составлять аналогичные закономерности вам поможет домашнее задание.

Домашнее задание (презентация, слайд 29)

А.В.Горячев. Рабочая тетрадь, ч.2. “Информатика в играх и задачах. 3 класс”. № 23 (доделать), 24, 26, 28.

Презентация

Литература

  1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс : Учебник в 2-х частях, часть 2. – М.: “БАЛЛАС”, 2008.
  2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: “БАЛЛАС”, 2008.