Методическая разработка по русскому языку для 6–7-х классов по теме "Имя в реке времени"

Разделы: Русский язык


Урок предназначен для учащихся 6-7 классов. Проводится после изучения темы “Употребление имен существительных в речи”. Содержание урока направлено на сохранение традиций русского народа. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ,– наша задача, наш долг.

Цель: создать условия для формирования культуроведческой и коммуникативной компетенций через освоение знаний о происхождении имени, развитие умения проводить лексический анализ слова (имени), выявить связь имён с историей государства, что будет способствовать воспитанию человеческого достоинства и уважения личности.

Средства обучения: презентация в программе PowerPoint “Имя в реке времени”, компьютер, мультимедийный проектор.

Подготовительный этап.

Распределить на микрогруппы учащихся и предложить им выполнить следующие задания:

1) Взять видеоинтервью у школьников и учителей школы, на материале которого составить видеосюжет (примерные вопросы: “Что вы знаете о происхождении своего имени? Кто вас так назвал и почему? Есть ли у вас родственники с таким же именем?)

2) Подготовить сообщение по одной из предложенных тем:

– этимология слова ИМЯ и однокоренных с ним имён;
– наука, изучающая имена собственные;
– слова, обозначающие имя в Древней Руси;
– верования и обычаи древнего человека, связанные с именем;
– своеобразие древних русских имён;
– история имён героев русских сказок – Ивана да Марьи;
– причуды имён в XX столетии;
– имена-трансформеры.

3) Подготовить презентацию своего имени или сообщение по плану:

Что вы знаете о своём имени?

Почему вас так назвали, кто назвал?

Ваше имя связано с именем какого-либо родственника? Какова судьба этого родственника?

Твои тёзки – великие исторические и государственные деятели, учёные, писатели.

Какие черты их характера тебе нравятся?

Имя каждого человека несёт в себе обобщённый отсвет всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история

П.Флоренский (слайд №3)

Ход урока

1. Вниманию учащихся предлагается видеосюжет, после просмотра которого уточняется тема урока.

2. Вступительное слово учителя.

“Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет…”

Героиня Шекспира, как мы видим, не придавала значения имени, а вот великий Гомер был совершенно другого мнения. В знаменитой “Одиссее” он писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый и низкий, и знатный
Имя своё от родителей в сладостный дар получает...

На ценность имени указывал и Гёте: “Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества”.

Роль имени для человека, его значение нашли отражение в русских народных пословицах:

В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
С именем Иван, а без имени – болван.
Без имени ребёнок – чертёнок.

Что же представляет собой имя?

По сути дела, это такое же слово, как и все остальные. В именах есть лексическое и грамматическое значение, структура имён такая же, как и у всех остальных слов. Разница, по мнению филолога Суперанской, состоит в том, что “обычное слово служит нам своим значением, а имя – звучанием”.

Имя крепкими узами связано с историей цивилизации и отдельного государства, с культурой, национальными традициями, особенностями быта того или иного народа, с религией и верованиями людей. А раз так, то имя как слово представляет для нас особый интерес.

3. Сообщение учащегося об этимологии слова имя и однокоренных с ним слов.

(слайд №4) (приложение 1)

4. Учитель: Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, но существует ещё один, пока нам неизвестный. И мы сейчас о нём услышим.

Сообщение учащегося о том, что изучает ономастика (слайд №5)

5.Учитель: Как вы знаете, наш язык восходит к древнерусскому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение, что и слово имя?

Ученик: В Древней Руси в далёком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование. (слайд №6)

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

6. Сообщение учащегося. Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем (приложение 2)

7. Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки об имени. Как русский народ относился к имени? Какие ещё пословицы вы можете вспомнить? Объясните, как вы их понимаете? (слайд №8)

8. Учитель. Все ли имена являются исконно-русскими? Назовите имена, связанные с историей нашего государства (слайд №9)

9. Работа в парах. Распределить исконно-русские и заимствованные имена.

Любовь, Ксения, Вера, Ростислав, Эдуард, Надежда, Людмила, Владимир, Андрей, Дмитрий, Иван, Мария, Софья, Алексей, Николай. (слайд №11)

Как отличили русские от заимствованных имён?

10. Сообщение учащегося. Своеобразие русских имён (слайд №12) (приложение 3)

11. Работа в группах. Составить концепт имени: Вера, Надежда, Любовь, Иван, Марья.

(слайд №13)

12. Сообщение учащегося. История имён героев русских сказок Ивана и Марьи (слайд №14) () (приложение 4)

13. Сообщение учащегося. Причуды имён 20-го столетия.( слайд №15) (приложение 5)

14. Сообщение учащегося . Имена – трансформеры.( слайд №16) (приложение 6)

15. Презентация своего имени или сообщения учащихся. (презентация ученицы “Имя Юлия”)

16. О святцах (слайд №17, ресурсы Интернета http://anast2.narod.ru/istoric.html)

По поводу рождения и имени наречения существовали обряды: ребенка брали на руки, клали на землю, на порог, на очаг, поднимали, обносили вокруг избы и целовали. Приносили подарки: зерно, тмин, соль, позднее деньги. Детей у славян нарекали по желанию отца или матери, при христианстве крестные – отец и мать.

Чтобы имя не умирало вместе с человеком, они не только передавались по наследству от деда к внуку, от бабушки к внучке, но и писали его на надгробном памятнике, на камнях, на иконах, на чашах.

С приходом христианства стали постепенно уходить родовые и племенные имена. Была введена новая система имен, канонизированных христианством, сейчас их называют Святцы. Иногда христианские имена – непривычные слуху – русифицировались. Каноническая Ирина превращалась в Арину, Евдокия – в Авдотью.

17. Подведение итогов урока.

  • Чем интересен был этот урок для вас?
  • Какие открытия сделали вы?
  • Узнали ли что-то новое о себе?

Учитель. Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени.

Имя у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.

(слайд №18)

Домашнее задание. Используя материалы урока, напишите сочинение-размышление “Так ли безобидны школьные клички?”

Приложения

Литература:

  1. Волина В.В Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.:АСТ-Пресс, 1996.
  2. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. – Рус. яз, 1989.
  3. Мастер-класс учителя русского языка. М.: Глобус, 2009.
  4. Новикова Л.И. Альтернативные уроки нетрадиционной формы. – М.: Экзамен, 2007
  5. Словарь имён. – М.: Научная книга, 1998.
  6. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. – Л.: Лениздат, 1962.
  7. http://anast2.narod.ru/istoric.html
  8. http://www.google.ru/search?