Логопедическое занятие по теме "Формирование представления о предлоге как об отдельном слове" ("Пусть заметно нас едва, мы — отдельные слова")

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Логопедическая тема:

Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

Грамматическая тема:

Раздельное написание предлогов со словами.

Лексическая тема:

Транспорт.

Цели:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  2. Развивать зрительно-пространственное восприятие и представление (в том числе и при употреблении предложных конструкций).
  3. Развивать общую, мелкую и пальчиковую моторику.
  4. Развивать оптический гнозис.
  5. Закрепить семантическое (пространственное) значение предлогов.
  6. Формировать представление о предлоге, как об отдельном слове.
  7. Отрабатывать практическое усвоение правила о раздельном написании предлогов со словами.
  8. Развивать логические операции: анализа.
  9. Активизировать словарь.

Наглядные пособия: карточки с предлогами в, из, на, за, по, над, под, с, от, к, у; большие графические схемы этих же предлогов, пиктограммы, сюжетные картинки, словарные слова (поезд, трамвай, троллейбус, автобус, машина, корабль, самолёт, вертолёт), наборное полотно, магниты, волшебная палочка, коробка, отпечатанные предложения на полосках бумаги.

Раздаточный материал: иппликаторы, контуры куста, маленькие графические схемы предлогов, карточки с цифрами, карточки с предлогами, тетради, карандаш, ручки.

Ход урока

I. Орг. момент:

Логопед:

– Сядет тот, кто стоит перед Ваней.
– Сядет тот, кто стоит за Ваней.
– Сядет тот, кто стоит перед Пашей.
– Сядет тот, кто стоит … Юлей.

– Почему никто из вас не сел?

Дети: – Не понятно, кто должен садиться.

Л: – Почему вам не понятно?

Д: – Потому что вы не сказали предлог.

Л: – Сядет тот, кто стоит за Юлей

– Сядет тот, кто стоит перед Юлей.

– А теперь благодаря чему вы поняли, кто должен сесть?

Д: – Благодаря предлогам.

II. Объявление темы и цели занятия.

Л: – Что такое предлог?

Д: – Предлог – это маленькое важное слово.

Л: – Совершенно верно. Это маленькие, но важные слова, которые важно знать и отличать от других слов. Об этом даже есть стихотворение. (Чтение логопедом стихотворения “Предлог”)

Предлог.

Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под партой ноги:
“Что значит – “по”?
Что значит – “за”?
И “за” и “по” – предлоги…”
А хорошо бы – за порог
И – мчаться по дороге!..
Ах, кто бы выучить помог
Мне эти все предлоги?!

(А. Шибаев)

Давайте поможем друг другу запомнить эти маленькие слова-предлоги. И не просто запомнить, а определить, как ведут себя эти маленькие слова с другими словами в предложении.

– Начнём как всегда с разминки для пальчиков.

По окончании гимнастики вы должны сказать, какие предлоги помогли вам её выполнить.

III. Пальчиковая гимнастика (с иппликаторами). <Рисунок1>

“Раз – кружок, два – кружок”.

Раз – кружок, два – кружок,
Раз – шажок, два – шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.

Раз, два, три, четыре, пять.
Скачут пальчики опять.
Сразу обе ножки
Скачут по дорожке.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будут пальцы отдыхать!

Л: – Какие знакомые предлоги вы здесь услышали?

Д: – Предлоги на, по.

IV. Зрительно-пространственная ориентировка.

Повторение конкретно-пространственных значений предлогов.

Л: – Давайте вспомним значения некоторых известных вам предлогов. В этом нам поможет стихотворение.

а) Зрительно-пространственная ориентировка

Л: – Я буду рассказывать, а вы найдите правильно место для каждого предлога.

(Л. рассказывает стихотворение, дети по ходу рассказа раскладывают графические изображения предлогов относительно контура куста.)

<Рисунок2>

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Потому что за кустом
(Возле речки, за мостом)
Сохнет мокрый рыболов,
(Без рубашки, без штанов.)
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

б) Повторение конкретно-пространственных значений предлогов.

Л: – Скажите, ребята, какие значения имеют предлоги, которые вы услышали в этом стихотворении?

(Один из учеников или все по очереди рассказывают о значении предлогов)

– Что означает предлог У?

Д: – Предлог У означает “рядом”.

Л: – Что означает предлог НАД?

Д: – Предлог НАД означает “выше”.

Л: – Что означает предлог ПОД?

Д: – Предлог ПОД означает “снизу”.

Л: – Что означает предлог НА?

Д: – Предлог НА означает “на поверхности, сверху”.

Л: – Что означает предлог ЗА?

Д: – Предлог ЗА означает “позади”.

Вывод: У предлогов, как и у других слов, есть своё лексическое значение, поэтому пусть они и маленькие, но всё-таки слова.

V. Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

1. Перевод графических схем в словесные.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

а) Обозначить графические схемы предлогов в записанных на доске предложениях словами-предлогами. <Рисунок3>

б) Поставить на место схем карточки с предлогами. <Рисунок4>

Л: – Ребята, давайте графические значения предлогов превратим в слова.

Мы идём переходу. светофоре зажёгся красный свет. Мы стоим края дороги. светофоре что-то зажужжало, и зажёгся зелёный свет. Он разрешил перейти нам дорогу.

Л: – Ребята, скажите, у предлогов, с которыми мы работаем, есть своё лексическое значение?

Д: – Да. (называют значения предлогов)

Л: – А своё место в предложении?

Д: – Да.

Л: – А какое место занимают предлоги в предложении (отдельное или совместное)?

Д:Предлоги стоят в предложении отдельно от других слов.

2. Выделение предлогов из предложений.

И. “Считалка – Путаница”.

Логопед рассказывает считалку, по ходу которой дети исправляют несоответствия и выделяют предлоги. По мере рассказывания считалки, каждый, кто “получает” предлог выходит из считалки.

Л: – Раз они занимают отдельное место, давайте выделим их из предложений.

У меня есть считалка, но в ней кое-что перепуталось, давайте, вначале, её поправим.

(Логопед читает всю считалку, а затем по 2 строки, дети восстанавливают смысл.)

а) Исправить ошибки.

Вышло солнце из трамвая,

Люди спрятались за горизонт,

Спит на диване мышка смешная,

В доме под полом кошка живёт.

б) Выделить предлоги.

(Логопед произносит считалку. Тот, на кого “выпал” предлог, выходит.

Логопед, произнося предложение, спрашивает:

– Кому “достался” предлог? Какой? (Дети называют) Выходи.

Вышли люди из трамвая,
Солнце спряталось за горизонт,
Спит на диване кошка смешная,
В доме подполом мышка живёт.

Л: – Дети, а теперь я немного поколдую:

1, 2, 3, 4, 5 –
Начинаю колдовать.
Заколдую руки, ноги –
Вы не дети, а предлоги.
Как скажу я цифру 2,
Назовите имена!

(Дети называют свои имена-предлоги, которые им достались при рассказывании считалки.)

Д:в, на. из, за, под.

Л: – Теперь вы все превратились в маленькие живые слова.

3. Составление предложений с заданными предлогами по сюжетным картинкам.

Игра “Маленькие живые слова”.

Л: – Для каждого из вас здесь есть картинки, составив предложения по которым, вы обнаружите свой предлог. Выберите “свои” картинки.

На наборном полотне выставлены сюжетные картинки, по которым можно составить предложения с различными предлогами, например: Под стулом спит собака.

В коробке лежат конфеты.

а) Каждый из учеников назначен маленьким словом-предлогом: в, на. из, за, под или др.. Каждому ученику предлагается выбрать “свои” картинки. Ученик берёт картинку, показывает её другим ученикам и говорит только предлог, который может быть использован при составлении предложения по этой картинке.

Л: – Ребята, вы не забыли, что вы маленькие живые слова?

Давайте поиграем в игру, которая так и называется “Маленькие живые слова”.

б) Логопед произносит предложение, затем дети назначаются словами из названного предложения и выстраиваются последовательно в шеренгу так, как эти слова расположены в предложении. Ученик, назначенный предлогом говорит: “Я предлог “под”, стою отдельно от слова “стулом””.

Аналогично проводится работа с другими предложениями.

(По окончании задания)

Л: – 1, 2, 3 –встряхните пальчики

Теперь опять вы девочки и мальчики.

– Девочки и мальчики, вы сейчас побывали на месте предлогов, скажите, занимают ли предлоги в предложении отдельное место?

Дети делают вывод: – Предлоги в предложении стоят отдельно от других слов.

VI. Физ. минутка.

<Рисунок5>

Логопед показывает детям карточки с пиктограммами, на которых изображена фигурка человека с различным расположением ног и рук в пространстве. Дети должны показать изображённую позу.

VII. Продолжение темы.

1. Языковой анализ.

И. “Передай другому”.

(Напечатанные предложения на отдельных полосках бумаги лежат в “волшебной” коробочке. Её передают друг другу по очереди.)

а) Прочесть предложение и назвать предлог.

Над лесом летит самолёт. Собака перебежала через улицу. Высоко в небе летел вертолёт. Мы ехали по шоссе на велосипеде. По проспекту один за другим мчались автомобили.

б) Назвать третье слово в предложении.

Начиная с логопеда, все зачитывают по очереди друг другу предложения. Тот, кому зачитывают, должен назвать третье слово в предложении, тот, кто зачитывает, осуществляет контроль.

Троллейбус ехал по мосту. Автобус подошёл к остановке. Трамвай стоит у светофора.

Туристы спускаются по трапу самолёта. Машина выехала из ворот.

Л: – Повторите все слова, которые вы сейчас называли.

Д: – по, к, у, из.

Л: – Как они называются?

Д: – Они называются – предлоги.

Л: – Как пишутся предлоги с другими словами? Почему?

Д: – Предлоги – это слова, а все слова с другими словами пишутся раздельно.

Л: – Какие средства передвижения были названы в этих предложениях?

Д: – Автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, машина (названия транспортных средств прикрепляются на доску при помощи магнитов)

Л: – Как их можно назвать одним словом?

Д: – Транспорт.

2. Работа с сигнальными карточками.

а) Определить на каком по счёту месте в предложении стоит предлог (на слух с цифрами).

Л: – Ребята, я хочу прочесть вам ещё несколько предложений, в которых говорится о транспорте. Послушайте их, а заодно определите, на каком месте по счёту в предложениях предлог. Покажите цифрой. <Рисунок6>

Поезд вышел из туннеля. Водитель оставил фургон в гараже. Трамвай быстро мчался по рельсам. В троллейбусе сидели пассажиры. Красивый серебристый самолёт приземлился на аэродроме. Грузовик подъехал к стадиону.

– Какие словарные слова вы услышали в этих предложениях, проговорите их по слогам.

3. Графический диктант “Почти писатель”.

Послушай предложения. Определи количество слов в предложении. Запишите предложение графически. По заданию логопеда называют слово (1-е, 2-е, 3-е или др.).

(Один человек – у доски, остальные – в тетрадях.)

Л: – Ребята, я уже много зачитывала вам предложений, в которых говорится о транспорте. Теперь давайте вместе с вами превратимся в писателей и придумаем небольшой рассказ, примерно, из 5 предложений с использованием слов, обозначающих транспорт (на доске). А записывать их будем графически.

Я начну, а вы продолжите.

Утром маленький грузовичок выехал из гаража.

Выполняется графическая запись на доске. Предлоги обозначаются треугольником, все другие слова – чертой.

VIII. Итог.

“Это правда или нет?” (исправить несоответствия, записать предлоги, предложения с предлогами).

а) – Запишите предлоги, которые здесь встречаются. Исправьте несоответствия,

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речки, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

(на, в, у, под, над)

б) А теперь запишите два первых предложения, предлоги выделите треугольником.

Л: – Что вы записали?

– Что такое предлоги?

– Как пишутся предлоги в предложениях с другими словами?

Список литературы:

  1. А.В. Ундзенкова, О.В. Сагирова. Русский с увлечением. Екатеринбург: “АРТ ЛТД”, 1997
  2. И.Е. Светлова. Развиваем устную речь. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002
  3. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997
  4. И.С.Лопухина. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997