Применение интерактивного комплекса на уроках информатики по теме "Непозиционные и позиционные системы счисления"

Разделы: Информатика


Тема: «Непозиционные и позиционные системы счисления».

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.

Цель урока: создание условий для изучения нового материала по теме «Непозиционные и позиционные системы счисления».

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить студентов с историей возникновения и развития систем счисления;
    • сформировать у студентов понимание терминов: «система счисления», «непозиционные системы счисления», «позиционные системы счисления», «алфавит и основание позиционной системы счисления»;
    • указать основные преимущества и недостатки непозиционных и позиционных систем счисления;
    • познакомить студентов с алгоритмом построения чисел в различных позиционных системах счисления.
  • Развивающие:
    • развитие кругозора, познавательного интереса;
    • совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля;
    • развитие навыков работы с интерактивным комплексом;
    • развитие мыслительных операций.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию общей и информационной культуры;
    • способствовать формированию умения работать в парах.

Оборудование: интерактивный комплекс, цветные карандаши.

Сопровождение урока: презентация «Системы счисления» (Приложение 1), электронный дидактический материал «Системы счисления», разработанный с помощью программы SMART Notebook (Приложение 2), раздаточный материал «Системы счисления» (Приложение 3), раздаточный материал для работы в парах (Приложение 4), листы рефлексии (Приложение 5).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Постановка целей урока

На доске демонстрируется презентация (Приложение 1), представлен первый слайд (Рисунок 1).

Рисунок 1

Преподаватель: Прежде чем записать тему нашего занятия, посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите что вам здесь знакомо и понятно?
Итак, на доске записаны числа, но способ представления их различен. По-другому можно сказать, числа представлены в различных системах счисления. Так вот тема сегодняшнего нашего занятия «Системы счисления», запишите её. Здесь числа представлены арабскими цифрами, здесь римскими, а здесь неизвестно. Таким образом, цель нашего занятия познакомиться с различными системами счисления.
После определения целей урока демонстрируется следующий слайд (Рисунок 2).

Рисунок 2

2. Изучение нового материала

Демонстрация презентации «Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления». Лекция (Приложение 1). Каждому студенту дается раздаточный материал «Системы счисления» (Приложение 2).

3. Первичное закрепление изученного материала

Выполнение упражнений с использованием интерактивного комплекса. Работа в парах (Приложение 3). На данном этапе используется метод соревнования. На интерактивной доске представлено задание, студентам дается время на обсуждение, затем первой выполнившей паре предоставляется возможность дать ответ на задание. За правильно выполненное задание пара получает один балл (в качестве баллов используются счетные палочки – унарная система счисления).

Упражнение 1.

Рисунок 3.

Укажите числа, записанные в позиционных системах счисления (обведите красным цветом). Укажите числа, записанные в непозиционных системах счисления (обведите зеленым цветом).

Упражнение 2.

              

Рисунок 4.                                                        Рисунок 5.

Исправьте неверные неравенства, переложив в одного места на другое только одну палочку.

Упражнение 3.

Рисунок 6.

Выполните арифметические действия.

Упражнение 4.

Рисунок 7.

Установите соответствие между арабскими и римскими числами.

Упражнение 5.

Рисунок 8.

Из множества представленных чисел найдите одинаковые пары.

Упражнение 6.

Рисунок 9.

Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа 22, 984, 1010, А219?

Упражнение 7.

Рисунок 10.

Упорядочить числа по убыванию.

Упражнение 8.

Рисунок 11.

Расставьте числа по соответствующим координатным углам.
После выполнения упражнений подсчитываются баллы, набранные каждой парой. Пара, набравшая большее количество баллов получает соответствующую отметку за работу на уроке.

4. Контроль и самоконтроль

Выполнение контрольных заданий в парах. Организация самоконтроля (Приложение 4).

Каждой паре дается свой вариант задания. На выполнение отводится 10 минут. После выполнения задания учащимся предлагается провести самоконтроль (на доске демонстрируется правильные варианты решения, рисунок 12).

Рисунок 12

5. Подведение итога урока. Рефлексия

Заполнение каждым студентом листа рефлексии (Приложение 5). Обсуждение результатов урока. На интерактивной доске представлен рисунок 13.

Рисунок 13

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель фиксирует их на доске. Делается вывод о достижении поставленной в начале урока цели. Подводятся итоги урока, выставляются отметки.

6. Информация о домашнем задании

На интерактивной доске демонстрируется Рисунок 14.

Рисунок 14

Обсуждается, в какой системе счисления представлена нумерация заданий. Учитель комментирует задания.