Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [р], [р']. Буква Рр"

Разделы: Логопедия


Цель: закреплять знания о согласных звуках; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; упражнять в написании слогов, слов с заданной буквой; активизировать слуховое внимание и восприятие.

I. Организационный момент.

У нас сегодня гости из детского сада. Знакомьтесь: Рома и Рита. Для них я приготовила подарки – синий и зеленый воздушные шары. У ребят возник спор кому, какой шар достанется. Как бы вы решили этот спор (ответы детей).

– Роме подарим синий шарик. Его имя начинается с твердого согласного.

– Рите подарим зеленый шарик. Ее имя начинается с мягкого согласного.

II. Постановка цели.

Рома и Рита удивлены. Они и не знали, что их имена начинаются с разных звуков.

Поможем ребятам разобраться, в чем разница между звуками?

III. Характеристика звуков, обозначение их буквой.

1. Характеристика звуков:

– С какого звука начинается имя Рома? ([р])

Наблюдение за артикуляцией в зеркале. (Губы разомкнуты и чуть–чуть округлены, зубы сближены, но не соприкасаются кончик языка смыкается с небом за альвеолами, боковые края языка приближаются к верхним боковым зубам, спинка и корень опущены

выдыхаемый воздух заставляет дрожать кончик языка.

– Какой звук[р]? (согласный, твердый, звонкий)

– C какого звука начинается имя Рита? ([р’])

Наблюдение за артикуляцией в зеркале. (Передний край языка приподнят к верху и смыкается с альвеолами, спинка языка выгнута и приближена к небу, боковые края языка смыкаются с верхними боковыми зубами).

– Какой звук [р`]? (согласный, мягкий, звонкий).

– Чем звуки схожи? (согласные, звонкие)

– Чем различаются? ([р] твердый, [р’] мягкий).

2. Обозначение звуков буквой:

Удивление ребят не проходит. Наверное, их имена начинаются с разных букв?

– Какой буквой обозначим звук [р]?

– Какой буквой обозначим звук [р`]?

Обводим по трафарету букву р

– Какая буква в вашей тетради? (печатная).

– С какой буквы запишем имена наших гостей? (письменной, заглавной)

Анализ образца, запись в тетрадь имен детей.

– Элементы каких букв, можно взять для письменной, строчной буквы р? (м,а,и,т).

Анализ образца, запись в тетрадь строчной буквы р.

IV. Звуки [р], [р`] в слогах

Ребятам очень понравилось, что их имена начинаются с разных звуков. Рома даже придумал песенку со своим звуком, а Рита отвечает ему со своим. Послушаем, что у них получилось.

Учитель за Рому, дети за Риту.

Ра-ра-ра (ря-ря-ря), ро-ро-ро (рё-рё-рё), ры-ры-ры ( ри-ри-ри), ру-ру-ру(рю-рю-рю), ро-ру (рё-рю), Ра– ры (ря-ри).

Расшалились наши гости и случайно стерли слоги, приготовленные к уроку. Что же здесь было написано?

Рис 1.

Рис 2.

Запись слогов в тетрадь, проверка.

Подчеркни слоги, которые выберет Рита.

Почему в слоге ри, ря, рё согласный звук звучит мягко?

Назовите слова, в которых слог ра в начале, в середине, в конце. (рано, радио, ракета, бараны, барабан, игра, мишура).

V. Дифференциация [р],[р`] в словах и словосочетаниях.

1. Рома и Рита принесли с собой игру.

Назови первый звук каждой картинки, собери звуки в слово и запиши, что получилось.

Рис 3.

Рис 4.

Ров (замени последний звук на звук [т]-рот). Аналогичная работа со словами сор-рос – рис, рад – дар.

Уточнение лексического значения слов.

2. Здесь живут бабушки Ромы и Риты.

Рис 5.

– Из чего построен дом слева от вас? (из дерева)

– Какой это дом? (деревянный).

– Из чего построен дом справа? (из кирпича).

– Какой это дом? (кирпичный).

– А вы догадались в каком доме живет бабушка Ромы, а в каком бабушка Риты?

– Как? (деревянный – [р’], кирпичный– [р]).

Назовите части дома, в которых есть звук [р] или [р’]. ( труба, крыльцо, дверь….)

– Труба какая? (кирпичная), крыльцо какое? (деревянное) и т.д.

3. Физкультминутка

Дети приехали погостить к бабушкам и первым делом отправились на речку

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.
Один, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.

4. А за домами у бабушек сад и огород.

Показываю детям картинки, они определяют место звука в слове и обозначают его на числовом ряду.

Рис 6.

– Что зреет на грядке? (на грядке зреет редис, на грядке зреет репа и т. д.).

Обобщение: что зреет на грядках – овощи.

– Что зреет на дереве? (на дереве зреют абрикосы, на дереве зреют груши и т. д.) Обобщение: что зреет на деревьях – ягоды и фрукты.

Что собирал Рома? (груши, гранаты и т.д.). Рита? (черемуху, редьку и т.д.)

5. Таких помощников только пирогами угощать.

С какой начинкой напекут пироги бабушки?

(С черемуховой, с грушевой, …)

6. Любимая игра детей – прятки.

Пятки, битва, тюк, тяпка.

Найди место буквы р в словах (прятки, бритва, трюк, тряпка).

Назови гласные за буквой р. На что указывают эти гласные?

VI. Дифференциация [р], [р’] в предложениях.

Ребята учились читать, вот что у них получилось.

По небу летит карета.

По дороге едет ракета.

Записать предложения верно и подчеркнуть букву р, обозначающую звук [р] синим цветом; звук [р’] зеленым цветом.

VII. Итог

– Кто был в гостя? (Рома и Рита)

– Чего не знали дети в начале нашего занятия? (того, что их имена начинаются с разных звуков).

– Характеристика и сравнение звуков.