"Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цели: создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; помочь учащимся в самораскрытии. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Познакомить учащихся с правилами дружбы и товарищества.

Оборудование: мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран); презентация по теме занятия; бланки для упражнения “Я – друг”, ватман с изображением “Цветка дружбы”, лепестки для написания, цветные маркеры, клей; памятки “Правила дружбы и товарищества”.

Ход занятия

Презентация.

Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Начнем наше занятие.

Каждый человек в своей жизни связан со многими разными людьми: так, и вы, с одними учитесь в одном взводе, и много внеучебного свободного времени вы проводите вместе, с другими – встречаетесь в кружке, секции. Тех из них, которые вам симпатичны, близки по взглядам, связаны с вами совместной деятельностью, называют товарищами (товарищ по взводу, товарищ по секции и др.).

Ребята, дружба есть высшая степень товарищества [2], она включает:

  • глубокое знание друг друга,
  • взаимное доверие,
  • понимание, чуткость,
  • внимательность,
  • готовность к взаимопомощи,
  • преданность, верность.

Способность к дружбе,
умение дружить,
выбор друзей,
сохранение дружбы – это важнейшие качества человека.

Мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагаю вам в этом убедиться.

Игровая ситуация “Пересядьте все, кто...” Ведущий говорит: “Вы должны поменяться местами, сесть на освободившийся стул”.

“Итак, начнем, пересядьте все, кто любит мороженое, … у кого день рождение летом, ... любит купаться в море, ... ложиться спать вовремя, … любит ходить в цирк, … любит рисовать, … любит читать книги, ... занимается спортом и … кто учится в кадетском классе”. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

Мы узнали много нового друг о друге, что может нас тоже объединить.

Обратите внимание детей на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.

Вопрос к детям: Какими качествами должен обладать друг? Каким он должен быть? (Ответы детей…)

Обсудить с детьми такое выражение – “Людей привлекает в тебе именно то, что тебя привлекает в людях”.

Для того чтобы сейчас каждый из нас для себя понял, какой он друг, хочу предложить вам упражнение “Я – друг”, которое может помочь вам войти в контакт с самим собой, если вы искренне ответите на его вопросы.

Упражнение “Я – друг” [2] (Приложение 1)

Составьте свою характеристику как друга (свой образ “Я – друг”), отметив степень положительного качества (по пятибалльной системе).

Оцените себя по пятибальной системе

  1. Добрый 5 4 3 2 1
  2. Верный, преданный 5 4 3 2 1
  3. Щедрый, бескорыстный 5 4 3 2 1
  4. Внимательный 5 4 3 2 1
  5. Понимающий 5 4 3 2 1

Итак, если вы были откровенны перед собой, то можете увидеть, какое качество для дружбы вам необходимо развивать. А именно осознание вами тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у вас желание для их развития.

С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке, а что – отталкивает. В этом нам поможет разобраться следующая игра.

Игровая ситуация “Сердитый мальчик – веселая девочка”. 

Давайте поиграем, кто желает мне помочь, мне нужны четыре человека.

Ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливого мальчика. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.

Можно сделать вывод, если мы добры и веселы, к нам потянутся люди, и появятся друзья и будет дружба.

Нужно сказать и о том, как важно оставаться самим собой, о том, что настоящая дружба невозможна в условиях подавления одного человека другим.

Друзья – это люди, которые связаны друг с другом взаимным доверием, единством взглядов и интересов и преданностью, доходящей до самопожертвования. 

Дружба – продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи друг другу, сочувствии друг другу, самоотверженности друг ради друга и приносящие удовлетворение и радость [3].

А сейчас я хочу предложить вам составить пословицы, поговорки и мысли мудрых людей о дружбе.

Игра “Составьте пословицу, поговорку и мысли мудрых людей о дружбе”

Пословицы, поговорки и мысли мудрых людей о дружбе предложены детям в разрезанном виде, для того чтобы дети их составили (Приложение 2).

Пословицы и поговорки

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Крепкую дружбу, и топором не разрубишь.
3. Друзья познаются в беде.
4. Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Мысли великих мудрых людей.
5. “Трусливый друг – страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься” Лев Николаевич Толстой (один из самых значительных русских писателей и мыслителей).
6. “Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество”. Петр I Великий (царь Московский и первый император 

всероссийский. История российского братства кадет берет свое начало во времени Петра Великого).

7. “Искренность отношений, правда в общении – вот дружба”. Александр Васильевич Суворов (великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере).
8. “Настоящий друг всегда тот, который никогда не бывает ненастоящим”. Александр Васильевич Суворов.

Дети зачитывают получившиеся фразы.

Вопрос к детям:

Ребята, зачем человеку нужны друзья? (Ответы детей…)

Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей – потребность в защищенности, в общении, в близких отношениях с другим человеком.

Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, “пуд соли с ним съесть”. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение [3].

Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, дает радость жизни.

Практикум “Цветок дружбы”.

Предложить ребятам создать наш “цветок дружбы”. Ребятам предлагаются лепестки для написания. “Ребята, посмотрите на цветок. Листья цветочка названы “вырастить и сохранить”, дружбу необходимо вырастить и сохранить, но что, же нужно для дружбы? Напишите на лепестках критерии дружбы и качества настоящего друга. На лепестках вы можете написать все, что Важно для дружбы. Фраза на лепестке должна начинаться со слов – “я – друг”.

Если у детей возникают трудности, можно задать следующие вопросы: Честный ли ты с другом?
Добр ли ты?
Ты верный и преданный?
Терпелив ли ты?
Помогаешь ли справиться с бедой?
Ты интересен?
Приветливый ли ты человек?
Ты завидуешь другу?
Ты зазнайка?
Умеешь ли хранить тайну?
Внимательный ли ты к другому человеку?
Умеешь ли уступать другу?
Ты ссоришься с другом по пустякам?
Ты умеешь искренне радоваться успехам друга?

Ну, вот какой у нас получился “цветок дружбы”…

Сегодня мы с вами много говорили о дружбе. Я хочу озвучить и после каждому вручить правила дружбы и товарищества.

Правила дружбы и товарищества [4] (Приложения 3)

  • всегда говорить правду друг другу;
  • не сердиться на друга за ошибки и ненамеренно причиненные неприятности;
  • выручать друг друга в трудные минуты;
  • вставать на защиту друга;
  • делиться дорогим для тебя;
  • ничего не жалеть для друга;
  • не требовать от друга взамен какой-то услуги.

Упражнение “Мостик дружбы”.

Предложить детям по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками).

“Ребята, наши мосты соединяют людей друг с другом”. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая мост дружбы “Мост дружбы, который объединит всю нашу планету”.

Анализ упражнения: Вам понравилось строить “Мост дружбы”? Какой мост был самый красивый: мост, построенный вдвоем или совместно со всеми?

Разрешите зачитать слова В.Шекспира:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без дальних слов,
Он помочь тебе готов”.

Подведение итогов занятия. Вопросы детям: Что понравилось больше всего сегодня на занятие? Какие чувства у вас возникли? Что вам дало это занятие?

Заканчивая наше занятие, я хочу вспомнить, что в тяжелые времена Великой Отечественной войны нашим дедам и прадедам всегда помогала настоящая дружба. Они доверяли друг другу, были преданны себе, другу и Родине.

Спасибо, ребята за активную работу на занятии, мне было приятно с вами общаться!

Используемая литература:

  1. Дедушка А.И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками. – СПб: Речь, 2007. – 235 с.
  2. Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий 2006. – с. 96.
  3. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, 2000.
  4. Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя. – М.: Народное образование, 2000.
  5. http://files.1sept.ru/festival/articles/503754/pril1.doc