Морфологический разбор предлога

Разделы: Русский язык


Технология: элементы технологии проблемного обучения, элементы игровой технологии.

Цель: дать понятие о морфологическом разборе предлога.

Знать: порядок морфологического разбора предлога.

Уметь: определять морфологические признаки предлога, делать его разбор.

Попутное повторение: части речи.

Оборудование: грамматическое лото, карточки, тест, материалы для создания проекта.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить цель урока, создать мотивацию обучения

Тема урока – морфологический разбор предлога. Ребята, как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (выдвигаются учащимися предположения, делается вывод: определить порядок морфологического разбора предлога, повторить изученное о предлоге). Сегодня мы разделимся на группы для работы над проектом – созданием инструкции, которая поможет в разборе предлога. А попросило нас об этом правительство удивительной страны Морфологландия.

(Для каждой группы приготовлены материалы: карточки (Приложение 1), ватман, клей и маркеры.)

2. Повторение изученного материала о предлоге, составление опоры для морфологического разбора предлога.

Учитель. В стране Морфологландия Имя существительное, беседуя с Глаголом, заявило, что Предлоги слишком маленькие, и без них спокойно можно обойтись. Давайте проверим это предположение

Работа по теме урока (устная) Работа над составлением инструкции (приложение 1)
1.Используем текст (Приложение 2). Вставить предлоги, определить их необходимость, опровергая мнение Имени существительного. 1.Общее значение предлога как служебной части речи (Приложение 1).

Иллюстрируем примерами из текста (выписываем словосочетания, выделяем предлоги, определяем падеж зависимого слова)

Учитель. Составляя инструкцию, нельзя забывать, что она должна учитывать все особенности того, о чем в ней говорится. А что важно в определении части речи, кроме значения?

Морфологические признаки.

2. Поиграем в “Четвертое лишнее”

Определяем в каждой сроке лишний предлог, объясняем свой выбор (Приложение 3)

2. Морфолог. призн.: простой или составной

Иллюстрируем примерами из задания

 

3. Используем грамматическое лото

Сопоставить слова и понятия (Приложение 4). Рассуждаем. Почему образовались эти омонимичные пары?

3. Морфолог. призн.: производный или непроизводный

Иллюстрируем примерами из задания

3. Защита проектов.

Учитель. Мы, помогая жителям Морфологландии, составили инструкцию для разбора предлога.

Теперь каждая группа должна представить свой проект, доказав, что именно ее инструкция самая лучшая (ребята защищают созданные ими опоры для морфологического разбора предлога (Приложение 5)

4. Практическая работа.

Учитель В завершение нашей важной работы мы должны проверить ее качество,

провести эксперимент: используя свои инструкции, выполнить задание.

Проводится тестирование (Приложение 6). Меняемся работами, проверяем по ключу, даем оценку качеству работы каждой группы.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель. Сегодня мы не просто узнали, как сделать морфологический разбор предлога, а создали инструкцию по его разбору, повторив все, что узнали об этой части речи на предыдущих уроках. Думаю, что теперь у вас не будет проблем при выполнении домашнего задания. Предлагается на выбор:

  1. Сделать морфологический разбор 3 предлогов.
  2. Составить тест по данной теме
  3. Создать электронный вариант инструкции