Формирование положительной мотивации учения на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Предмет “Русский язык” является достаточно сложным для усвоения младшими школьниками. Почти во всех УМК за последнее время произошло увеличение количества знаний. Авторы комплектов по-разному решают данную проблему: используется дифференцированные задания (по выбору), даются памятки для более прочного усвоения навыка использования того или иного правила, присутствуют герои, которые помогают объяснить ребенку определенные темы через диалог.

Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику эти знания были интересны, чтобы они были для него значимы.

одно из направлений – это использование современных образовательных технологий. Все большую реализацию на уроках русского языка получает технология развития критического мышления (ТРКМ).

Данная технология позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит на уроке в процессе постоянного поиска.

На уроках в ТРКМ коренным образом меняется роль учителя. Он уже не является основным источником знаний, он координирует деятельность учащихся, строит урок так, чтобы у учащихся возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Для этого учитель сталкивает различные суждения обучающихся, создает условия, которые побуждают принимать самостоятельные решения, дает возможность самостоятельно делать выводы. Ученик выступает как активно, ответственно, осознанно действующий участник процесса обучения, он имеет право высказать свое мнение без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия позволяет актуализировать и обобщить знания обучающихся; вызвать устойчивый интерес к теме; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, проблемная ситуация, составление кластера, корзина идей, цитата героя. На данной стадии происходит формирование мотива. На уроке во втором классе по теме “Правописание и значение суффиксов” использованы следующие приемы: кластер, фишбоун, синквейн. УМК “Начальная школа XXI века” Приложение 1.

Данную технологию сложно использовать на всех уроках, эти уроки требуют тщательной подготовки.

На уроках в первом классе целесообразно использовать занимательный материал, ходе игры активизируется мышление, внимание, память и формируется устойчивый интерес к предмету. Уроки письма в первом классе должны иметь четкую структуру, каждый этап урока должен иметь цель, которая проговаривается учителем и детьми. Когда ребенку понятно зачем и что он делает, не возникает противоречий. Он выполняет все задания осознанно. Мы предлагаем урок в первом классе по теме “Письмо заглавной буквы “С”. УМК “Перспективная начальная школа” Приложение 2.

Очень важно на уроках использовать следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия,
4) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.

Все эти приемы представлены на уроке в третьем классе по теме “Обобщение. Безударные гласные в корне слова” УМК “Школа России”. Приложение 3.