Урок по математике в начальной школе по теме "Праздник зимы"

Разделы: Начальная школа


Цели: развивать умение решать примеры и задачи; развивать логическое мышление; прививать интерес и любовь к урокам математики, уважение друг к другу.

Оборудование: рисунки ёлочек, еловых веточек, снеговика; «волшебные цепочки»; 12 шариков и 1 снежинка; рисунки с задачами; лесенки с цифрами; кроссворд; ребус; занимательные рамки; плакаты с цифрами; снежинки, ёлочки, снеговики – подарки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

– Ребята, сегодня у нас будет урок-праздник.

– Угадайте, кто будет царицей нашего урока? Этот кроссворд поможет вам это сделать. Заполните клетки словами, и вы прочтёте сверху вниз, кто будет хозяйкой нашего праздника.

  1. Ребус ЯЦ (заяц)
  2. Езжу сразу на обоих!
    Что у меня за кони?


    (коньки)

  3. Какому времени года посвящены слова:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит?
    А.С. Пушкин


    (зима)

  4. Растёт она вниз головою,
    Не летом растёт, а зимою.
    На солнце её припечёт –
    Заплачет она и умрёт.


    (сосульки)

– Правильно ребята, а зима приготовила вам задания.

III. Закрепление вычислительных навыков.

1 задание. Каждой команде надо вставить пропущенные знаки >, <, =, то есть сравнить числа, а остальные проверяют их работу. Игра «Лесенка».

– Проверка. Объяснить, почему выбрали этот знак?

2 задание. Игра «Весёлый счёт».

– Назовите и покажите все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назовите и покажите все числа от 10 до 0.

3 задание.

  1. Покажите цифрами или стрелками, каким яблоко было сначала, потом, позже. На рисунке нарисованы три яблока: 1 – обкусанное со всех сторон, 2 – обкусанное с одной стороны, 3 – целое.
  2. На каждой из четырёх картинок найди лишний предмет. Объясните, почему он лишний. Картинки любые на усмотрение учителя.
  3. Посмотрите на человечков и найдите лишний, почему? Человечки состоят из геометрических фигур любые на усмотрение учителя.

4 задание.

– Ребята, а какой зимний праздник вы любите больше всего? Новый год.

– Новый год решил загадать вам загадки – задачи и проверить ваше внимание и память.

  • На пасеке три медвежонка
    Играли в прятки у бочонка.
    Один в бочонок еле влез,
    А сколько убежало в лес?

  • Группа малышей-утят
    Плавать и нырять хотят.
    Шесть уплыло далеко,
    Два нырнули глубоко.
    Сколько же утят в пруду?
    Сосчитать я не могу.

  • Три ромашки-желтоглазки,
    Два весёлых василька
    Подарили маме дети.
    Сколько же цветов в букете?

– А кто по рисунку составит задачи? Рисунки любые на усмотрение учителя.

5 задание. Решение примеров.

– А на этой веточке – новогодние шары, но не простые, а с сюрпризом.

– Кто хочет первый шар снять?

– Читай, что там на другой стороне написано ? Вычисли и проверь.

Картинка еловой веточки, а на ней висят новогодние шарики.

IV. Физкультминутка.

– Устали? Давайте поиграем в снежки! Представили, что на полу лежит снег. Наклонились, взяли снег, сделали комок, бросьте его в товарища(повторить 3 – 4 раза).

V. Загадки.

– Без рук, без карандаша,
А узоры рисует.

– Что это? Мороз.

– Угадайте, что он нам на окнах нарисовал?

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями ярками,
Нарядная забавная,
На Новый год я главная.

– Что это? Он нарисовал нам ёлочки. На первой ёлочке нужно дополнить числа до 6, а на второй до 8. С каждого ряда возьмём по три желающих и проведём соревнования: кто быстрее справится с работой.

VI. Задача.

– К празднику всегда красиво украшают зал. Покупают шары.

К празднику купили 4 красных воздушных шарика, зелёных на 2 больше, чем красных, а синих столько, сколько красных и зелёных вместе. Объясните, что обозначают выражения:

VII. Игра «Цепочки».

– А весёлый симпатичный снеговик просит вас поиграть в «Цепочки».

VIII. Загадка.

Кручу, верчу,
Знать никого не хочу.

– Что это? Вьюга.

– Закрутила, завертела вьюга, смешала все числа. А вы в тетрадь, а пишите только все однозначные числа. А потом увеличьте каждые из них на 2.

– Проверка.

IX. Угадай пропущенный знак действия.

– Девочка палочкой на снегу написала и решила примеры. Но пошёл сильный снег, и крупные снежинки закрыли знаки «+» и «-». Подумайте, посчитайте и поставьте вместо снежинок нужные знаки. Почему?

X. Итог урока.

– Ребята, а что это за огромная снежинка осталась у нас на доске? Ну-ка, снимем её! Что там написано на ней?

Конец урока! Молодцы!

– Что повторили на уроке?

– Что запомнилось больше всего интересного?

– Испытывали вы трудность, в чём?

– И вот зима вам приготовила небольшие подарки: это снежинки, ёлочки, снеговики.