Времена глагола и неопределенная форма глагола

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания о глаголе, как о части речи;
  • развивать умения определять время, число и род глаголов;
  • находить и ставить глагол в неопределенную форму;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогатить речь учащихся глаголами;
  • воспитывать любовь к природе и чувство товарищества.

Оборудование: аппликация дерева с прорезями, листочки от дерева (на каждого ребенка), лист бумаги с таблицей для тестирования (на каждого ребенка), карточки со словами

Ход урока

I.Организационный момент.

– Посмотрите, как светит солнышко, и оно нам создает хорошее настроение. Давайте улыбнемся мне и друг другу.

– Какое наступило время года? Что происходит в природе с приходом весны?

– Чтобы создать нам весеннее настроение, давайте сделаем так, чтобы к концу урока ваши деревца на партах зазеленели и распустили свои листочки. За каждый правильный ответ вы на дерево будете вставлять листочек. И работать мы будем по группам. В течение урока можете совещаться в группах.

II. Минутка чистописания с орфографической подготовкой.

– Запишите число, классная работа.

На доске записаны слова:

топкое          ландыш          цвела
перрон   солнце   рассказываешь
висеть   зашагает   весенний
    здравствуй   работать

– Какую букву на минутке чистописания вы будете писать, вы узнаете, определив орфограммы в словах.

(Дети называют орфограммы в словах и записывают в тетрадь , а учитель пишет эти буквы на доске)

Пп Рр Ии Шш Лл Аа Вв Ее Сс Нн Аа

–  Соедините буквы в слова. Какое предложение у вас получилось? (Пришла весна.)

– Давайте активной работой на уроке сделаем так, чтобы наши деревца зазеленели, и к нам в класс тоже пришла весна (у каждого ребенка на парте аппликация – дерево с прорезями для листочков)

III. Постановка темы и цели урока.

– На какие группы можно поделить эти слова? (на 3 группы: существительное, прилагательное, глагол)

– Над какой частью речи мы с вами работаем? (глагол)

– Сегодня мы на уроке будем продолжать работать над временами глагола и над неопределенной формой глагола.

IV. Работа над пройденным материалом.

–  Что такое глагол? Как изменяется глагол? Что вы можете сказать о настоящем времени глагола? О прошедшем времени глагола? О будущем времени глагола? О неопределенной форме глагола? Каким членом предложения является глагол в предложении? (сказуемое).

Тестирование (с последующей проверкой на доске).

1. изменяются по числам 2. изменяются по родам 3. изменяются по лицам
н.в. + н.в. н.в. +
б.в. + б.в. б.в. +
п.в. + п.в. + п.в.

У кого правильно, вставьте в дерево листочек.

V. Работа над пройденным материалом.

Выпишите глаголы и определите время, лицо, род глаголов.

н. ф. гл. б. в. 3 л. п. в. ж. р. н. в. 2 л. н. ф. гл.
висеть зашагает цвела рассказываешь работать

VI. Физминутка

Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, помолчите,
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.

VII. Работа над пройденным материалом.

– Какой сейчас месяц? (апрель)

С.Я. Маршак написал про этот месяц такое стихотворение (на доске)

Апрель! Апрель!
На дв.ре звенит к.пель.
По п.лям б.гут руч.и,
На д.рогах луж..
Скор. выйдут мурав.и
После зимн.. стуж..

  1. Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограммы.

  2. Выпишите из стихотворения глаголы в столбик и образуйте от них глаголы неопределенной формы (1 ученик у доски)

    звенит – звенеть
    бегут – бегать
    выйдут – выйти

  3. Спишите последнее предложение и разберите его по частям речи и по членам предложения.

1. Поисковая работа учащихся (устная)

– Я попросила каждую группу поискать пословицы или поговорки об апреле.

  • Апрель с водою – май с травою.
  • Не ломай печей, еще апрель у плечей.
  • Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

– Как вы понимаете смысл данных пословиц?

– Какое правило нам встретилось? (не с глаголами пишется отдельно) 

2. Групповая форма работы.

Каждой группе дан текст. Надо вставить подходящие по смыслу глаголы.

  1. По дорогам бегут веселые говорливые ручейки. Лед на реке треснул.
    На деревьях набухли пахучие почки. Весна пришла в нашу местность.
  2. Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. На гибких ветвях берез появляется нежная листва. Все в природе оживает.
  3. Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло. По канавкам бегут звонкие ручейки. На реках, озерах треснул лед. Быстро идет весна.

VIII. Физминутка (зрительное упражнение для глаз)

IX. Устная работа

– Отгадайте загадку.

Пробивается росток,
Удивительный цветок,
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет – расцветает. (подснежник)

– Зацветая ранней весной, подснежники радуют своей красотой. Умейте любоваться ими в природе и никогда не рвите их. Сорванные растения быстро погибают. В нашей стране многие раннецветущие растения охраняются, а некоторые из них даже занесены в Красную книгу.

– Какие первоцветы вы знаете? (фиалка трехцветная( Анютины глазки),мать- и – мачиха, гусиный лук, хохлатка, медуница). Подробно вы узнаете о них на уроках окружающего мира.

X. Творческая работа.

Написать мини-сочинение из 5-6 предложений на тему: «О чем мне рассказал подснежник»

XI. Зачитывание сочинений. Оценка учащихся.

– Покажите свои зазеленевшие деревья.

XII. Итог урока. Домашнее задание.

– О чем мы говорили на уроке? Что нового узнали?

Домашнее задание: найдите четверостишие о весне и подготовьтесь писать по памяти.