Развитие самостоятельности ученика средствами технологии "Свободная работа"

Разделы: Начальная школа


В современном обществе к выпускнику начальной школы предъявляются новые требования. У младшего школьника к концу обучения в начальной школе формируются основные компоненты учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Ребенок должен научиться самостоятельно строить и преобразовывать собственную деятельность, быть ее субъектом.

В 2006 году я набрала 1 класс и работаю по УМК “Начальная школа XXI века”. Работа по УМК позволяет реализовывать обозначенную мною цель по развитию самостоятельной деятельности обучающихся.

Особенно эффективно самостоятельная деятельность развивается в формах “свободной работы” (данная технология основана на технологии итальянского педагога М.Монтессори). Речь идет о свободе от собственной беспомощности и в действиях, и в мыслях. Свобода – не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения, то есть свобода для творческого развития и самосовершенствования личности.

Убеждена, что свобода необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, а не навязывается.

Познакомившись с технологией “свободная работа”, стала применять ее в своей педагогической деятельности. Освоила такие формы “свободной работы”: план на неделю, план на месяц, учебные станции, учебные мозаики, круги, учебные мастерские и др.

Для организации “свободной работы” по плану готовлю педагогическую среду. Поэтому расставляю парты таким образом, чтобы было удобно работать. Оформляю зоны – “математика”, “русский язык”, “окружающий мир”, “литература”, зона для опытов (на полках шкафов, на стендах, столах). По каждой теме готовлю материал, который может понадобиться ученику при работе по плану (книги, планы свободной работы, словари, энциклопедии, карточки – контрольки для проверки выполнения заданий, гербарий, материалы для опытов и т. д). Ученик замечает, какие изменения произошли на полках, проявляет интерес, берет книги, читает карточки, обращается к словарям, карте, играм, расположенным на полках. И, если в плане свободной работы написано, что нужно поработать с фразеологическим словарем, он обращается к зоне “русский язык”. Карточки – контрольки находятся всегда в специальном ящичке. И ребята знают, что прежде, чем сдать план на проверку, они должны проверить работу самостоятельно и уже могут соотнести, правильно ли выполнено задание, верный ли они сделали вывод? (при этом они учатся самоконтролю). Все работы по плану хранятся в специальной папке. Учащиеся очень бережно относятся к продуктам своей деятельности.

В неделю провожу два урока “свободной работы”. В понедельник в утренних кругах осуществляется “запуск” плана “свободной работы”, обсуждается, какие обязательные задания требуется выполнить к концу недели, осуществляется распределение заданий для работы на каждый день (каждый определяет сам, какое задание он будет выполнять первым). Ученик (при желании) может выполнить работу в большем объеме (задания, помеченные звездочкой – необязательные).

В конце недели подводится итог работы по плану (рефлексия). Данная технология способствует дифференциации обучения, формирует навыки самостоятельности, способствует развитию интереса учащихся к обучению, позволяет развивать рефлексивные навыки; каждый ребенок имеет возможность двигаться в собственном темпе с учетом собственных сил и способностей. Нет рамок, грубо ограничивающих деятельность детей. 1 – 2 раза в месяц (это итоговый урок по теме), провожу урок в форме станций (учебные круги, учебные мозаики). Ребята делятся на группы, выбирается координатор (капитан) и хранитель времени (так как работа на каждой станции длится 5 – 8 минут, необходимо закончить работу по истечении данного времени). Координатор оформляет контрольную карту группы, но в обсуждении заданий принимают участие все члены группы. Затем каждый учащийся записывает то, что он считает самым интересным и запоминающимся при работе на данной станции. Каждому ребенку отводится определенная роль, и каждый несет ответственность за выполнение своей роли. Я всегда готова оказать помощь в выполнении работы, но слежу, чтобы она соответствовала зоне ближайшего развития ребенка. В качестве консультанта могу назначить более сильного ученика.

Представляю план свободной работы для учащихся по теме “Вода” и урок – станции – мозаики по данной теме.

План свободной работы по окружающему миру по теме: “Вода. Водоёмы и их обитатели ”

2 класс. Апрель

Ф.И. ___________________________________________________________

Твой план содержит два типа заданий: обязательные – задания и задания, помеченные знаком *. Их выполнять необязательно, но, если ты их выполнишь, то узнаешь много интересного, что не знают некоторые твои одноклассники, и у тебя будет больше возможности победить в викторине, которая состоится 26 апреля.

Задания могут быть выполнены тобой в любое удобное время. Ты можешь выполнять их в любом порядке, но 11 апреля нужно показать их учителю на проверку.

Желаю тебе успехов в выполнении заданий.

Задания

Отметка о выполнении

твоя

учителя

1) “Путешествие капельки”
  1. Узнай о путешествиях капельки – с.89-90.
  2. Попробуй самостоятельно смоделировать путешествие капельки (Выполни на альбомном листочке).
  3. Ответь на вопросы:

– Какие явления природы связаны с водой?
– В каких трёх состояниях бывает вода?

   
2) “Свойства воды”
  1. Проведи один из опытов – с. 91 (в учебнике)
  2. Сделай вывод о свойствах воды.
  3. Подбери загадки, стихи пословицы о воде и её свойствах. Оформи на альбомном листе.
   
3) “Водоёмы и их обитатели”

Нарисуй любой водоём и засели его обитателями. Докажи, что они должны обитать именно в водоемах. Выполни на отдельном листочке. Прочитать об этом ты можешь в учебнике (с.92 – 112) и дополнительной литературе.

   
4) Охрана водоёмов.

Придумай условные обозначения по охране водоёмов (Выполни на альбомном листочке)

   
5)* Ответь на вопросы:

– Почему в крышке чайника делают маленькое отверстие? ___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

– Что легче: лёд или вода? ____________________________

– На каком материке нет рек? _________________________

– Какие “цветные” моря ты знаешь?_____________________

– Какое море носит название полезного ископаемого?

_____________________________________________________

– Почему на оконных стёклах зимой появляются узоры?

____________________________________________________

_____________________________________________________

   
6) “Четвёртый лишний”

Какое слово не подходит к другим и почему?

– Дождь, туман, снег, роса.

– Снег, дождь, град, лёд.

– Дождь, туман, пар, роса

   

Конспект урока по теме.

Тема: Водоёмы и их обитатели.

Урок – путешествие по станциям “Свойства воды”, “Круговорот воды в природе”, “Водоёмы”, “обитатели водоёмов”, “Творческая”.

Цель: Расширить представления учащихся о свойствах воды, водоёмах и их обитателях; выявить отличительные особенности обитателей водоёмов, с приспособлением их к водной среде обитания, учиться сравнивать, обобщать и систематизировать, делать выводы и анализировать, расширять кругозор, учить групповой работе.

1. Сообщение темы и цели урока.

– О чём мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, прослушав это стихотворение:

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу
Росой искрилась вся поляна
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в росинке,
И в дождинке
Нам откликнется всегда
Океанская ... .

– О каких трёх состояниях воды говорится в стихотворении?

– Какие водоёмы вы знаете? (океаны, моря, реки, озёра, болота, ручьи)

– Назовите обитателей водоёмов.

2. Инструктаж по работе на станциях.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы путешествуем по станциям. Вам пригодятся знания, которые вы получили, выполняя задания по планам свободной работы.

Правила работы в группах:

1) 1 ученик пишет ответы
2) Работа в группах (4-5 человек)
3) За помощью обращаться к консультанту (учителю).
4) Выбрать ответственного за хранение времени. (7 минут)

3. Итог урока:

– По каким станциям вы сегодня путешествовали?

– С каким свойством воды вы познакомились?

– Как разгадали кроссворд?

– Какие выводы сделали вы после выполнения опытов?

– Какие особенности у животных, живущих в водоёмах? (Представление водоёмов, которые сконструировали ребята).

– Какое задание вам особенно понравилось?

Станция “Свойства воды”

1) Проведи следующие опыты:

Опыт1.

В стакан с водой положи кусочек сахара. Что произошло с сахаром?

Сформулируй вывод.

_____________________________________________________________________________________

Опыт 2.

В стакан с водой насыпь ложку соли. Какие изменения произошли?

Сформулируй вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Запишите, какие выводы вы сделали после выполнения опытов дома:

Резиновые предметы ______________________________________________________

Железные предметы ______________________________________________________

Деревянные предметы _____________________________________________________

Стеклянные пустые предметы ______________________________________________

Стеклянные наполненные предметы _________________________________________

Вода _________________ форму сосуда, в который её __________________________

В воде есть ______________________________________________________________

Продолжение статьи