Урок литературы в 7-м классе "Край ты мой, родимый край!"

Разделы: Литература


Цель урока: расширить представления уч-ся о русской пейзажной лирике; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов; познакомить уч-ся с именами поэтов земли Кстовской; развивать навыки анализа поэтического текста.

Оборудование урока: компьютер, проектор, репродукции Левитана, Шишкина, Саврасова, Куинджи; портреты В.А.Жуковского, Н.А.Некрасова, А.С.Пушкина.

К уроку прилагается презентация (Приложение 1)           

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычайное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. (Прослушивание музыки).

Теперь посмотрите, как художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы. (Показ репродукций Левитана, Шишкина, Саврасова, Куинджи).

Каков жанр этих картин? (Пейзаж.)

Что чаще всего изображают на этих картинах художники?

3. Изучение новой темы (с элементами повторения изученного).

От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года.

Но в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

Вспомним поэта, которого принято называть певцом природы. Это Ф.И.Тютчев. (Портрет на экране.) Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа – такое же одушевлённое «разумное» существо, что и человек.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык», - писал Тютчев.

В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника весны. Мы слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, тихих дней. Воды бегут, будят сонный брег, бегут, гласят: Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

В последних строчках образ хоровода, вызывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу.

Василий Андреевич Жуковский. (Портрет на доске.) Он нам известен как автор баллад «Лесной царь», «Светлана», «Людмила». Он является родоначальником пейзажной лирики. Прочитаем его стихотворение «Приход весны» на стр. 295. (Читает ученик.)

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души.)

Почему? (Душа человека весной оживает, как и вся природа.)

А сколько стихотворений посвящено «золотой» осени! Почему «золотой»? В каком значении употребляется слово? (Переносном.)

В художественной литературе слова в переносном значении называются тропами. Анализируя стихотворения, мы постоянно встречаем виды тропов. Мы их называем изобразительно-выразительными средствами языка.

Какие вы знаете выразительные средства языка?

(Виды тропов и их определения появляются на экране.) Именно их очень много встречается в пейзажной лирике. Они помогают точнее, выразительнее описать картины природы.

«Славная осень!..» - так начинается стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога». (Портрет поэта на доске.) Отрывок читает ученица.

Какие эпитеты, сравнения использует автор для описания осени?

Стихотворение «Осень» А.С.Пушкина – одно из образцов пейзажной лирики. Перед нами в одном стихотворении проходит весь цикл времён года: весна, лето, осень, зима, точно и кратко охарактеризованные Пушкиным. Но творческое вдохновение у него наступало именно осенью. Отрывок «Унылая пора…» читает ученица. С одной стороны унылая пора, увядание природы осенью, с другой – такое богатство красок! Здесь столько эпитетов, метафор! Назовите их.

Найдите слова, которые доказывают, что осень – любимая пора поэта (приятна, люблю, расцветаю).

Мне хочется познакомить вас с чудесным стихотворением об осени, написанном поэтом Кстовской земли Юрием Пятановым. Когда я прочитаю его, мы попробуем найти сходства его со стихотворениями поэтов-классиков и своеобразие. Стихотворение «Сентябрь». (Читает учитель.)

Золотеют кудри у берёзки –
То сентябрь колдует по ночам.
Чу! Идёт чуть слышно по дорожке,
Прикасаясь посохом к ветвям.

Он богат и щедр неизмеримо:
Самоцветы, золото, янтарь
Рассыпает по кустам незримо,
А по утру не узнаешь даль.

На рассвете звёздочки-алмазы
Так и сорит на землю с небес.
Я люблю, сентябрь твои проказы-
Сказку-быль, творение чудес.

Ах, сентябрь, сентябрь… Кончина лета,
Светлые поминки по весне.
Я готов с тобою до рассвета
Песни петь любимой стороне.

Посмотрите, ведь поэт очеловечивает, одухотворяет природу так же, как и Тютчев. Как у Пушкина, осень – любимая пора.

Назовите олицетворения, при помощи которых он олицетворяет природу.

(«Кудри у берёзки», колдует, прикасаясь посохом, богат, щедр, рассыпает, сорит, твои проказы, поминки по весне»).

Какие метафоры использует автор? («золото, самоцветы, янтарь, алмазы»). Цвета, блеск этих драгоценных камней поэт увидел в сентябрьской природе. В последнем четверостишье он сливается с природой, подчёркивает свою любовь к родной стороне.

Алексей Константинович Толстой (портрет на экране) – поэт, прозаик, драматург 19 века. Краткие биографические данные: родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Прочитаем его стихотворение «Край ты мой, родимый край!» в учебнике на с. 297.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Перед нами проходят картины разных времён года. Докажите это.

Какие чувства автора выражены в стихотворении?

Другое стихотворение А.К.Толстого «Благовест» (читает наизусть ученица).

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый,

Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я,
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я,
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…

Что такое благовест? Благовест – «благая» весть, т.е. «добрая» весть, колокольный звон перед началом службы..

Найдите однокоренные слова к нему. Благодатный звон – приносящий благо, приятно успокаивающий. Благодатный край – приносящий благо, добро.

Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Радостные чувства, воспоминания о родном крае.

Слово «благовест» мы слышим и в стихотворении кстовского поэта Архипова Николая Григорьевича. (На экране Великовражский храм Казанской божьей матери.) Стихотворение «Кстово» читает наизусть ученица.

Здесь Волга сказочно красива.
Вокруг берёзовая ясь,
И для меня моя Россия
Отсюда, с Кстова началась.

Горит здесь факел индустрии –
Кормилец наш, родной НОРСИ,
Течёт отсюда, как по жилам,
Тепло и свет по всей Руси.

Манят меня Заволжья дали,
Конца и края не видать…
Утихла грусть, прошли печали,
Кругом такая благодать.

А по утрам зовёт к молитве
Великовражский благовест,
И вечный зов к труду и битве
Над Волгой слышится окрест.

Ученик 8 класса Солодов Вячеслав прочитает стихотворение собственного сочинения «Малая Родина». (На экране Троицкий храм с. Безводное.)

Моя малая Родина,
Твоих красот никогда не забуду.
Моя малая Родина,
Тебя любить я вечно буду.

Твои бескрайние просторы,
Твой резкий берег Волги
Травы зелёной тихий шорох –
Все помнить будут долго.

Здесь жили мои предки,
Моё проходит детство.
Ты для меня наследство,
Хоть хвалю тебя я редко.

Я не забуду храм
И звон колоколов,
Что будит по утрам,
Радуя без слов.

Ты для меня дороже злата,
Ведь всех твоих красот не перечесть,
А это, впрочем, и не надо
Я люблю тебя, какая есть.

Автор передаёт любовь к своей малой Родине. Ему дороги бескрайние просторы, Волга, колокольный звон, который будит, радует без слов.

Читая стихотворения, перед нами открываются разные явления природы: и закат, и восход солнца, и снег, и дождь, и гроза. Теперь посмотрим, как изображают грозу Тютчев, Толстой и поэт, который родился и вырос в Безводном, Валентин Суконников.

Стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» читает наизусть ученица.

Несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести.

Прочитаем стихотворение Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (читает ученик.) на стр. 298.

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса;
Меж чёрных туч приветно засияла
Лазури полоса.
Ещё дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой.
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.

Какая основная мысль этого стихотворения? Призыв быть внимательным и бережным к природе.

Что сближает стихотворения Тютчева и Толстого? Назовите эпитеты, характеризующие человека.

Стихотворение безводнинского поэта В.Суконникова «Весенние грозы» читает ученица.

Я так любил разгневанные грозы,
Голубоватый от разрядов дым,
Дождём умытые берёзы
И радуги над лесом молодым.

Туда, к полоске горизонта,
Бежал, пока хватало сил.
Висело небо ярким зонтом
И лужам отдавало синь.

Но странно поднималось небо,
За лесом новый лес вставал.
И я бежал туда, где не был,
Я рос, я небо поднимал.

Дымилась влажная дорога,
Ползла на гору, мчалась вниз.
И шлёпали босые ноги
Из детства в будущую жизнь.

Назовите олицетворения в стихотворении. («разгневанные грозы, умытые берёзы»). С чем сравнивает автор небо? (С ярким зонтом.)

Мы видим, что все эти поэты одухотворяют природу и что природа и человек взаимосвязаны.

И.С.Тургенев, мастер русского пейзажа в прозе, писал: «Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы?»

4. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы слушали музыку, рассматривали пейзажи, прочитали много стихотворений. Что воспевали авторы всех этих произведений? ( Красоту родной природы, безграничные просторы нашей Родины.)

Анализируя стихотворения, мы говорили, как через пейзаж поэты передавали свои чувства, настроение. Какие же чувства, настроение выражают они в своих стихотворениях? (Чувство любви к своему родному краю. Настроение радости и веселья, грусти и печали. Но в природе столько красоты, что она побеждает тревогу.)

В своих произведениях они учат нас видеть красивое, необычайное, призывают любить и беречь свою Родину.

Использованная литература: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях, автор-составитель В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2005 год.