Урок истории в 10-м классе "Крымская война 1853–1856 гг."

Разделы: История и обществознание


Цели урока

  • Учащиеся должны иметь представление о причинах и характере войны, ее основных этапах;
  • Учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ход Крымской войны;
  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
  • Оценить вклад войны в осознание обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни.

Основные даты

  • Октябрь 1853 – начало войны
  • 18 ноября 1853 – Синопское сражение
  • Март 1854 – вступление в войну Англии и Франции
  • Сентябрь 1854 – август 1855 – оборона Севастополя
  • Февраль 1856 – Парижский мир

Персоналии: П. С. Нахимов, А. С. Меншиков, В. А. Корнилов, Э. И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская, Н. И. Пирогов.

Ход урока

I. Орг. часть

II. Актуализация опорных знаний.

1. Учитель зачитывает отрывок из «Севастопольских рассказов» Льва Николаевича Толстого (Приложение 1).

- О каком событии идет речь?

2. Беседа с учащимися.

- Вспомните алгоритм изучения военных действий.

(Причина войны, повод, театры военных действий, основные сражения, итоги)

3. Индивидуальная работа. Двум учащимся предлагается соединить факты и следствия состояния российской армии накануне Крымской войны (как пазлы). (Выполненное задание выносится на мультимедийную доску, акцентируется внимание на некоторых проблемах состояния армии).

Рекрутская система формирования армии

 

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. человек

Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны

Отсутствие дееспособного генштаба.
В. А. Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю».

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Низкая маневренность войск

Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

Войска рассредоточены по всей территории страны

Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

Отсутствие разветвленной системы железных дорог

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. – 1880 единиц на 42 000 солдат;

Из 21 корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные

III. Работа в группах.

- Сегодня на уроке вам предстоит на основании текста учебника, карт, документов, подготовить рассказ о ходе Крымской войны. (15 минут).

I группа. Ваш вопрос: причины и этапы Крымской войны.

1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции?

2. Сравните готовность к войне России и ее противников. Заполните таблицу «Соотношение готовности к войне России и ее противников».

Россия

Англия, Франция

1. Рекрутская система

1.

2.

2. Развитые капиталистические отношения

3. Парусный флот

3.

4.

4. Новейшие образцы нарезного оружия

Соотношение готовности к войне России и ее противников.

3. Заполните таблицу «Цели участников Крымской войны»

Цели участников Крымской войны

Участники

Цель

Россия

 

Турция

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья

Англия, Франция

 

4. Заполните таблицу «Этапы Крымской войны»

Этапы Крымской войны

Этапы войны

Противники России

Основные события

Октябрь 1853 – апрель 1854

Турция

 

Апрель 1854 – февраль 1856

Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство

 

II группа. Ваш вопрос: Синопское сражение. Оборона Севастополя.

5. Используя схему, изображенную на мультимедийной доске, расскажите о Синопском сражении. Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

Документ.

«За залпом последовал батальный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что, бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел».

А. Ф. Сатин, мичман корабля «Три святителя».

6. Используя карту «Крымская война 1853-1856 гг.», расскажите об обороне Севастополя и действиях русской армии во главе с А. С. Меньшиковым в Крыму.

7. Прочитайте документы, ответьте на вопросы.

Приложение 2. Сборник документов для 2 группы.

Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.

8. Раскройте значение Севастопольской обороны. Документ. Приложение 3

Задание к документу. Объясните, почему, несмотря на превосходство в силах, врагам не удалось взять Севастополь с ходу? Почему Горчаков сравнивает оставление Севастополя в 1855 году и оставление Москвы в 1812 году? В чем значение героической обороны Севастополя?

III группа. Ваш вопрос: Причины поражения России в Крымской войне.

9. Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I.

Документ. Приложение 4. Воспоминания Тютчевой. А.Ф

10. Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.

Приложение 5.

IV. Закрепление.

1. Тест-кроссворд.

По вертикали.

Город русской военной славы, оборона которого русскими войсками шла около года.

По горизонтали.

  1. Государство, объявившее войну России в 1853 году.
  2. Главнокомандующий русской армией.
  3. Герой обороны Севастополя.
  4. Государство, объявившее войну России в 1853 году.
  5. Часть территории, от которой Россия должна была отказаться по Парижскому мирному договору.
  6. Герой обороны Севастополя.
  7. Герой обороны Севастополя.
  8. Город, в бухте которого состоялось морское сражение.
  9. Главнокомандующий русской армией.
  10. Государство, объявившее войну России в 1853 году.
  11. Река, у которой проходили бои.

- Кто из героев не вошел в кроссворд? (Нахимов, Корнилов)

2. Заполните пропуски.

Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853 года в Синопской бухте. Русской эскадрой командовал Нахимов.

Важнейшим событием Крымской войны была оборона Севастополя в 1854-1855. Ее возглавили адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин.

О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то, что русские корабли были парусные, а английские и французские с паровыми двигателями, русские ружья были гладкоствольные, а английские и французские ружья – нарезные, русские использовали лошадь как средство транспорта, а англичане прокладывали железные дороги даже по чужой территории.

V. Обобщение. Видео-экскурсия по панораме «Оборона Севастополя».

VI. Дома:

1) Заполнить таблицу «Последствия Крымской войны для России. 

Последствия для экономического развития

Последствия для развития культуры

Последствия для общественно-политического развития

Последствия для международного положения России

2) Эссе «Кто проиграл в этой войне – русская армия или российская экономика?

VII. Итог урока.