Обобщение знаний о глаголе как части речи

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Повторить умение находить глаголы в речи, определять время, число, род глаголов, умение писать не с глаголами.
  2. Воспитывать аккуратность при письме.

ОБОРУДОВАНИЕ: Магнитофон с записью музыки, карточки: глагол, прошедшее, будущее, настоящее время, число, род, неопределенная форма глагола; план урока, листочки для чистописания, карточки с заданием, тест, карточки со словарными словами.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Ну-ка, дети, встаньте в ряд.
Я командир, вы – мой отряд.

– Какое у вас сегодня настроение? Выберите девочку, которая соответствует вашему настроению.

– Посмотрите на наш план и скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

2. Чистописание.

– Начинаем с чистописания.

Какую букву будем мы с вами писать? Чтобы это узнать, надо найти среди данных слов лишнее и назвать признак, с помощью которого вы его нашли.

На доске слова:

Солдат, победа, памятник.

Дети.

– Среди данных слов лишнее памятник. В словах солдат, победа непроверяемая безударная гласная О, а в слове памятник непроверяемая безударная гласная Я. Значит мы будем писать на чистописании букву Я.

Учитель.

– Что вы знаете о букве Я? (особенная, обозначает два звука (йа), когда стоит вначале слова, после гласной или после Ъ или Ь + я, е, ю, е.)

– У вас на партах карточки, на которых мы будем работать и писать букву я. Давайте вспомним, как она пишется.

(Показ учителем на доске)

Работа учащихся (под включенную спокойную музыку)

Учитель.

– Подчеркните самую красивую букву и обратите внимание на нее при написании классной работы.

3. Словарная работа.

Учитель.

– Переходим к следующему этапу урока – словарной работе.

Мы продолжаем с вами работать со словарными словами, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Это солдат, победа, памятник. Составьте с ними предложение, постарайтесь со всеми тремя словами.

Дети.

В день победы мы ходили к памятнику неизвестного солдата.

Учитель.

– Запишем это предложение. (Комментированное письмо)

– Разберите его по членам предложения и частям речи.

(Коллективно)

4. Повторение.

Учитель.

– Переходим к следующему этапу урока - теме нашего урока. Мы продолжаем с вами повторять части речи.

а) Определение темы урока.

– Найдите среди слов лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

На доске слова:

Береза, космос, валенки, порисуем, народ.

Дети.

– Лишнее слово порисуем, потому что слова береза, космос, валенки, народ являются именами существительными, а порисуем – глаголом.

(Открыть на магнитной доске карточку «Глагол»).

Учитель.

– Какая тема нашего урока, если у нас повторение и лишнее слово глагол?

(Повторение о глаголе как части речи.)

Что такое глагол?

Дети.

Глаголэто часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделать и др. и обозначают действие предмета.

Учитель.

– Правильно.

Разберите глагол порисуем по составу.

К каким источникам информации мы можем обратиться, чтобы убедиться в правильности разбора слова? (К словарям: «Разбор слова по составу» или «Словообразовательный словарь»)

Проверьте это слово по словарю. У кого так? В чем допустили ошибку? Поставьте себе оценку на полях.

Оценочная таблица.

  «5» «4» «3»
1. Состав слова 12 2 -

Определите время. (будущее) (Открыть карточку будущее время)

Что еще можно определить у глаголов будущего времени? (число) (Открыть карточку число.)

Определите число. (мн. ч.)

б) Работа с загадкой.

– Прочитайте загадку, которая у вас написана на листах чистописания. Найдите глаголы.

(расту, любят)

– Запишите.

– Определите число, время.

Учитель.

– Проверим (читает один ученик, учитель записывает на доске).

Расту – наст. вр., ед. ч.
Любят – наст. вр., мн. ч.

У кого так? Где допустили ошибку? Что показалось трудным? Поставьте на полях оценку.

(Открыть карточку – настоящее время)

Оценочная таблица.

  «5» «4» «3»
Глагол:
Будущее время
Настоящее время
Прошедшее время
 

14 
         

Учитель.

в) Работа со стихотворением.

Послушайте стихотворение.

Кит по грязи смело шлепал –
Папа сына крепко шлепал.
Кит обои отодрал –
Папа сына отодрал.
Кит песок в кастрюли всыпал –
Папа сыну сильно всыпал.
Двойку в школе получил –
Вновь от папы получил.
Как – то муха в суп попала,
И опять ему попало.
В суп сама она влетела!
Так за что же мне влетело?

– Понравилось вам стихотворение? Чем?

Я буду читать, а вы будете записывать глаголы, обозначающие действия папы, которые услышите. Будьте внимательны.

Шлепал – пр. вр., ед. ч., м. р.,
Отодрал – пр. вр., ед. ч. м. р.,
Всыпал – пр. вр., ед. ч., м. р.,
Получил – пр. вр., ед. ч. м. р.
Попало – пр. вр., ед. ч. ср. р.,
Влетело – пр. вр., ед. ч. ср. р.,

Учитель.

– Проверим глаголы, которые вы записали. (глаголы на доске).

Кому удалось записать все глаголы? А кому большую часть?

Поставьте себе оценку на полях.

Оценочная таблица.

  «5» «4» «3»
3. Выборочный диктант 13 1  

– В каком смысле прямом или переносном употреблены глаголы, которые выражают действия папы? (в переносном). Почему?

Прав ли папа? А в вашей семье так бывает? Вы всегда бываете правы в своих поступках?

Определите время глаголов.

Как вы определили? (По вопросу что делал? И суффиксу –л -)

(Открыть карточку – прошедшее время)

Что мы можем определить у глаголов прошедшего времени? (род, число).

(Открыть карточки – число, род).

Определите.

Проверяем (поэтапно: сначала время, потом число, затем род). Поставьте себе оценку.

Оценочная таблица.

  «5» «4» «3»
Глагол:
Будущее время
Настоящее время
Прошедшее время

14
14
14
         

Учитель:

– У кого какие возникли трудности в выполнении этого задания?

Когда не можем определить род у глаголов прошедшего времени? (во множественном числе)

ФИЗМИНУТКА

Работа с темпом.

1. Левой, правой! Левой, правой! (медленный темп) 1. Маршируем на месте, делаяакцент то на правую, то на левую ногу.
2. На парад идет отряд. (медленный темп)
На парад идет отряд, (средний темп)
2. Делаем два шага вперед идва назад (на уд. слоги)
3. Барабанщик очень рад. 3. Движение руками, как бы ударяем в барабан и на слова очень рад – распахиваем руки вперед на звук (О)
4. Барабанит, барабанит(быстрый темп)
Полтора часа подряд.
4. Имитируем удары в барабан
5. Левой, правой! Левой, правой! (средний темп)  
6. Барабан 6. Указательный жест рукой.
7. Уже дырявый! 7. Руки в стороны, удивление на лице.

г) Работа в парах. Игра «Учитель – ученик».

Учитель.

– Переходим к следующему этапу урока – игра « Учитель – ученик».

– У вас на партах лежат карточки. Первый вариант диктует словосочетания второму варианту, а потом второй вариант диктует первому. Затем меняетесь тетрадями и проверяете работу.

(Дети выполняют задание)

Поставьте оценку на полях.

Оценочная таблица.

  «5» «4» «3»
Работа в парах (не с глаголами) 10 4  

1 вариант 2 вариант
не встретил гостя не узнает местность
не сохранил груз не загадал желание
не удалил пятно не летают птицы

– Какое правило мы повторили в этом задании?

(НЕ с глаголами пишется отдельно)

д) Тестирование.

Учитель.

– Переходим к следующему этапу урока - тестированию

Какая форма глагола существует (неопределенная форма).

(Открыть карточку – неопределенная форма глагола)

Почему она так называется? (нельзя определить время, число)

На какие вопросы отвечает н. ф.? (что делать? что сделать?)

Найдите записанные у вас на листочках предложения, в которых есть глаголы в неопределенной форме.

Запишите те цифры, под которыми они находятся в тетрадь.

Какие цифры вы написали?

  1. У края северной земли маяк встречает корабли.
  2. Весь век в разлуки пребывать.
  3. И все стоять на месте.
  4. И нет ни у кого судьбы такой, как у него.
  5. Весь век встречать и провожать.

(2, 3, 5)

Поставьте оценку.

Оценочная таблица.

  «5» «4» «3»
Тестирование (н. ф.) 11 3  

5. Итог урока.

Учитель.

– Что мы повторили о глаголе и вы запомнили? (Работа с карточками, появившимися на доске в течении урока)

Поставьте оценки за урок у себя в тетради: первую за правильность на основе оценок, которые у вас на полях, а вторую за аккуратность и красоту. Обратите внимание особенно на написание буквы Я.

Оценим нашу совместную работу (оценочная таблица). Я вижу, что у вас сформированы умения по теме «Глагол», нужно поработать над составом слов, написанием не с глаголами и глаголами в неопределенной форме.

Оценочная таблица.

  «5» «4» «3»
Состав слова 12 2 -
Глагол: Будущее время 14    
Настоящее время 14    
Прошедшее время 14    
Выборочный диктант 13 1  
Работа в парах (не с глаголами) 10 4  
Тестирование (н. ф.) 11 3  

– Кто из вас увидел ошибки в своей работе? Какие? Все ли вам теперь понятно по теме «Глагол»?

Выставление оценок за урок.

Какую девочку вы выбираете в конце урока – какое у вас настроение?

Урок закончен. Спасибо вам за работу.