Внеклассное мероприятие в рамках Недели математики

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с историей измерений; развитие интереса к математике и истории; воспитание терпимости, сдержанности, умения проигрывать.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы оказались на "поле чудес". Вы узнаете, разгадав ребус, на какую тему пройдёт наша игра.

И100рия

- Мы узнаем интересные сведения из истории измерений.

II. Ход игры.

1. Учитель. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до них?

2. Выступление ученика.

- Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца. На Руси с 11 - 16 в.в.тоже измеряли локтем. Длина локтевой кости была от 38-46 см.

Учитель. А сегодня за время нашей игры мы должны узнать или вспомнить ещё несколько древних величин.

3. Учитель. - Приглашаю первую четвёрку игроков. В игре принимают участие ученики 3-4 классов. (назвать участников)

- Давайте вспомним правила.

- Не мешать игрокам, не выкрикивать, иначе кричащих болельщиков удалим.

- Не обижаемся и не злимся, учимся сдерживать плохие эмоции и главное не расстраиваться, если проиграете.

- Правом хода пользуемся по порядку. Если выпадает 0 пропускаем ход, если П, т. е. приз, то можем взять его или продолжить играть, назвав букву, а + даёт возможность открыть любую букву, а Х - называйте букву.

- Правила ясны? Начинаем играть!

- Первый вращает так называемый "барабан" и слушаем вопрос.

- Мы сегодня говорим о старинных мерах измерениях. Это английская мера длины, в переводе означает большой палец.

(предполагаемые вопросы: вы любите математику? Историю?

- Что вас в них привлекает?

- Какая наука появилась вперёд, почему?

- Хотели бы вы посвятить себя математике или истории?

- Какие профессии связаны с математикой? Почему, как?)

- Верно, это слово ДЮЙМ. Он равен 2см 5мм. Одна из самых маленьких мер длины. А это наш первый победитель. Призы для всех игроков. Победитель, присаживайтесь.

- Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния - привалами, днями. В Англии фут = 30см, т. е. нога.

4. Учитель. - Приглашаю вторую четвёрку игроков. (участники:)

- Вопрос: это русская мера длины. Первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца.

(- А зачем было что-то измерять?

- Вам нужны измерения?

- Вы какими единицами измерений пользуетесь?

- Что больше дм или м?

- Сколько в 1 м сам, мм, дм? В 1км м, дм, см?

- Вам какая больше единица длины нравится?

(Даже поговорка существует, связанная с этой единицей)

Верно, это слово ВЕРШОК. Он равен 4см 4мм. Призы для всех игроков. Победитель, присаживайтесь.

5. Игра с болельщиками.

- А вы знаете, ребята. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

- А вы болельщики хорошо знаете современные единицы длины? Проверим. Поиграем в математическую мозаику.

- У каждого из вас имеется карточка с числами. Я диктую задание, вы закрашиваете полученный ответ в карточке. В результате у вас останется одно число. Кто быстрее его прокричит, тот и победитель, но оно должно быть верным.

630 603 6003
63 6030 6300

Переведите 6 км 3 м в метры.

6 м 30 см в мм.

6 дм 3 мм в мм.

6 см 3 мм в мм.

6 км 30 м в м.

6. Учитель. - Приглашаю третью четвёрку игроков. (участники: )

- Мера длины в ряде стран. В России с 16 в. Равна 16 вершкам или 71см 1мм.

(- Что самое главное на уроках технологии?

- А у тебя это получается? - Чему бы ты ещё хотел научиться?

Для здоровья важна длина? (рост-показатель здоровья) - А на ж/д?

Это слово АРШИН. Он в 16 раз больше вершка.

7. Финальная игра.

- У многих народов расстояние определялось длительностью полёта стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение "не подпустить на пушечный выстрел".

Приглашаю финальную тройку. (участники:)

- Русская мера длины, равная 3 аршинам, 7 футам = 2м 13см.

- На Руси использовали маховую = 1м 76 см и косую, это расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Это -2м 48 см

- Какого роста была Дюймовочка?

- Какого роста был человек, о котором говорили "от горшку два вершка"?

Это САЖЕНЬ. Поздравляем победителя! Вручение приза.

- Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили "косая сажень в плечах"?

III. Итог.

- Какие единицы длины узнали?

Есть ещё верста = 500 сажень = 1 км 60 м, межевая сажень (для определения расстояний между городами) = 1000 сажень = 2 км 130м

Миля - англ. морская мера = 1км 800м и сухопутная = 1 км 600 м

До следующих встреч!