Открытый урок по теме "Звуки [ц] и [щ]. Строчные буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы "Кто?", "Что?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с новыми согласными звуками [ц], [щ] и буквами ц, щ;
  • учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
  • продолжить работу со словами предметами, постановка вопроса;
  • развитие речи, мышления, внимания; воспитание любви к природе, аккуратности.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, азбука, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– На уроке внеклассного чтения мы прочитали сказку В.Катаева. Кто вспомнит название сказки? Назовите героиню? Что подарила старушка Жене?

– Сегодня этот цветок поможет исполнить наши желания, но прежде мы выполним его задания.

– Какого цвета лепесток Женя оторвала первым? (Желтый.)

Есть такой циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.

– Найдите в азбуке соответствующую отгадке картинку.

Цир/куль – 76,2 сл.
(цыркул ) – 6 зв.

– Звук [ц] на письме обозначается буквой ц (звуковичок).

Костяная спинка,
На спинке щетинка.
(Щетка.)

– Какие бывают щетки? (Зубная, половая, для одежды.)

– Найдите в азбуке соответствующую отгадке картинку (звукобуквенный анализ слова). Звук [щ] на письме обозначается буквой щ (звуковичок).

2-й лепесток – красный. На что похожи буквы ц, щ?

Буква ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил,
Мастер стул перевернул –
Стал на ц похожим стул.

– Посмотрите на алфавит. Между какими буквами находится ц? (х и ч)

– На что похожа буква щ?

На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!

Щ – играющий щенок,
Кверху лапками он лег.
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

– Между какими буквами находится в алфавите буква щ? (ш и ъ)

3-й лепесток – синий. Умеешь ли ты писать?

– Написание каких букв напоминает буква ц, щ?

– Какой элемент добавляется?

– Поставили руку на локоток, повторяем в воздухе за мной.

– Пишу прямую наклонную линию вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, делаю закругление вправо, веду вверх, касаюсь верхней линии рабочей строки, веду прямую наклонную вниз по написанному, не доводя до нижней линии рабочей строки, делаю закругление, веду чуть выше нижней линии рабочей строки, пишу петельку вниз.

– Обведите букву ц на 1-й и 2-й строчке.

– Из каких элементов состоит написание буквы щ? (Показ учителя.)

4-й лепесток. Предлагаю отдохнуть.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

5-й лепесток. Прочитай слог, найди в азбуке слово с этим слогом.

Ще – щенок
Щи – щипцы
цы – цыпленок
Ца – цапля
Це – цепи
Цу – цукаты
ще – щеки
ци – цирк, циркач
ща – площадка
щу – щука

– Что заметили, чем особенный звук [ц], [щ]?

6-й лепесток – сиреневый. Умеешь ли ты писать слоги?

– Найдите слоги с нижним соединением, прочтите их. Я покажу один, остальные запишите самостоятельно.

Физминутка.

Раз-два-три-четыре-пять –
Начал заинька скакать.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Влево, вправо повернись.
Раз – присядь, два – поднимись.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

7-й лепесток – голубой. Разделите слова на две группы.

– Какие слова отнесем к 1-й группе? ко 2-й группе?

– Давайте еще раз вспомним, какие слова отвечают на вопрос Кто? Что? (Называют живые предметы, неживые.)

– В русском языке слова-предметы отвечают на вопрос Кто? Что? Такие слова называют имя существительное, так как эта часть речи самая существенная. Почти каждое второе слово в нашей речи называет предмет.

Сегодня праздник, а на праздники принято дарить цветы. Я тоже хотела бы подарить вам необычный цветок, на котором написано волшебное слово молодец!

– Ребята, а вы знаете, что не все цветы можно дарить? Есть цветы, которые специально выращивают для этого. А есть цветы, которые выращивают для того, чтобы любоваться ими.

– О каких цветах идет речь?

8. Итог урока.

– С какими особенными звуками мы сегодня познакомились?

– Чем они особенные? ([ц] – всегда твердый, [щ] – всегда мягкий.)