Интегрированный урок (окружающий мир + художественный труд) во 2-м классе "Образование облаков и осадков"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) обобщать, углублять и систематизировать знания детей об образовании облаков, тумана и осадков: дождя снега и града;

2) формировать представление о науке – гляциометеорологии;

3) развивать исследовательские и коммуникативные навыки;

4) воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в микро – группах;

5) формировать навык работы с бумагой и изобразительный навык в технике “воск”.

Оборудование: ножницы, цветная бумага, простые и цветные карандаши, бумага А-4, магнитофон, аудиозапись с релаксирующей музыкой; изготовленные заранее из ватмана “облака” с закрепленными на нитках кусочками ваты (“снежинки”).

Ход урока

1) Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Дети входят в класс и видят над собой “облака” со “снежинками.

- Посмотрите вокруг. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (На доске вывешивается тема урока)

2) Актуализация знаний.

- Что это? Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Видно стало далеко. (Туман)

- Правильно. А что общего между этими явлениями? (<Рисунок 1>,<Рисунок 2>,<Рисунок 3>)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

- Хорошо. Что такое туман? (Мельчайшие капельки воды, растворенные в воздухе)

- Кто знает, как образуется туман? (Вода с поверхности земли испаряется, охлаждается и становится видимой)

- Что необходимо, чтобы невидимый пар воздуха стал видимым? (Охлаждение воздуха)

- А что такое облако? (Видимый туман)

- Как образуются облака? (В природе испаряется очень много воды: моря, озера, реки. Невидимый пар поднимается высоко вверх, до 2-3 км, охлаждается и становится видимым)

3) Упражнение на релаксацию “ Путешествие на облаке”.

- Я приглашаю вас выйти ко мне и сесть в круг на ковер. Расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте… (звучит релаксирующая музыка)… Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке…

Теперь начинается путешествие... Твое облако медленно поднимается в синее небо. Ветер овевает твое лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Здесь может произойти что-нибудь чудесное, волшебное...

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе... Сойди осторожно с облака. Понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым и внимательным.

Я уверенна, теперь ты без труда справишься со следующим заданием.

4) Активизация учащихся (исследовательская деятельность).

а) Работа в парах.

На листочках даны 4 утверждения:

1. Облака сливаются в тучи.

2. Снежинки образуются в туче при температуре воздуха ниже 0 градусов.

3. Зимой из пара образуются тяжелые дождевые капли.

4. Летом никогда не выпадает град.

- Перед вами 4 утверждения. Если вы с ним согласны, ставьте “+”, если нет, то “-”

Через 1-2 минуты я начинаю читать утверждения, спрашиваю детей: “Кто согласен?”, “Кто не согласен?” и ставлю соответствующие знаки “+” или “-” на доске.

б) Работа с учебником.

- Откройте учебник и, читая текст, найдите то, в чем мы ошиблись.

Коллективное исправление, подтвержденное сведениями из текста учебника:

1. +;

2. +;

3. – (Зимой из пара образуются снежинки)

- Почему? Как образуется дождь? (Из текста)

4. – (Летом иногда выпадает град)

- Почему? Как образуется град? (Из текста)

- Молодцы. Теперь мы знаем, как образуется дождь, град и снег.

5) Знакомство с новым материалом.

- Есть много наук: математика, астрономия, анатомия. А есть наука, изучающая снежинки? (Гляциометеорология)

- Основатель, 20-летний парень из Америки, Вилсон Бентли, который сфотографировал более 5.000 снежинок. Делал он это в течении 45 лет только при помощи фотоаппарата и микроскопа. Сейчас известно более 130 непохожих друг на друга форм снежинок (<Рисунок 4>,<Рисунок 5>, <Рисунок 6>).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

- Посмотрите, как они прекрасны! Чем они похожи? А чем отличаются?

6) Работа в микро-группах.

- Теперь я прошу вас сесть по группам, в зависимости от цвета бейджика (я заранее разделила детей).

- На каждом уроке окружающего мира мы наблюдаем за какими-нибудь превращениями в природе. А сейчас мы сами выступим в роли волшебников.

Первая группа “волшебников” готовит снежинки, сгибая бумагу и вырезая ножницами. (Повторить правила безопасной работы с ножницами)

Вторая группа “волшебников” придумывает и рисует свои снежинки.

Третья группа выступает в роли Мороза. При помощи воска и акварели “рисуют” узоры. На доске бумажная оконная рама, которую дети должны “заморозить” своими рисунками.

7) Рефлексия (на листочках).

- Поставьте на листочках оценки: учителю, себе, уроку.

Сразу же стоит их просмотреть, чтобы выяснить, почему была поставлена та или иная оценка.

8) Итог.

- Чем запомнился урок?

- Что нового узнали?