Работа по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
  2. Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  3. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
  4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

Хорошо бы в группе оформить патриотический уголок с российской символикой. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет


п/п
Время проведения Тема Форма проведения
1. Сентябрь Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города. занятие
2. Сентябрь Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. беседа
3. Октябрь Наш город – город труженик. занятие
4. Ноябрь Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города). беседа
5. Ноябрь Улицы родного города. занятие
6. Декабрь Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена). беседа, ширма- раскладушка
7. Январь Памятники родного города. занятие
8. Февраль Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край. занятие
9. Март Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы). беседа
10. Март Дом, в котором я живу. рисунок
11. Апрель Природа родного края. занятие
12. Апрель Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города. наблюдение
13. Май Закрепить навыки поведения на улицах города. занятие
14. Май Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых. беседа, рисунок

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 6-7 лет


п/п
Время проведения Тема Форма проведения

1

Сентябрь Правила перехода через улицу.

“История возникновения родного города”.

Кузнецкий район.

Названия улиц родного города.

Целевая прогулка

Занятие

Беседа

Беседа

2

Октябрь “Кемерово – столица Кузбасса”.

О названиях улиц родного города.

Рассматривание плана своего микрорайона. Безопасный путь к детскому саду.

Памятники родного города; люди, прославившие город.

Занятие Беседа

Работа с картой и схемой

Беседа

3

Ноябрь Наш микрорайон.

“Кузнецкая крепость – историко-архитектурный музей”.

Закрепление знаний о памятниках родного города – рассказ о сквере героев революции (Кузнецкий район).

“Путешествие по родному городу”.

Целевая прогулка

Посещение музея

Занятие

Игра

4

Декабрь Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе.

Бульваре героев, о сквере имени Жукова.

Площади Побед.

Практическое занятие

Экскурсия

Рассказ воспитателя

Экскурсия

5

Январь Знакомство с памятниками родного города – памятник В.В. Маяковского.

“Узнай где я нахожусь” – закрепление знаний о достопримечательностях родного города.

“Наши музеи?”

Промышленность города.

Заочное путешествие

Дидактическая игра

Занятие

Игра-путешествие

6

Февраль Памятники защитникам Отечества.

Рассматривание иллюстраций (фото) “Фонтаны родного города”, рассказ об их возникновении.

Парки и скверы города.

Зеленые зоны района.

Беседа

Рассказ

Беседа

Целевая прогулка

7

Март “Встреча с прекрасным” – художественные музеи родного города.

Закрепление знаний о музеях родного города.

Работа со схемой микрорайона – упражнение в ориентировке.

Занятие/

Игра-путешествие

8

Апрель Рассматривание монумента (иллюстрации) “Дружбы народов

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города.

“Архитектура родного города”

Рассказ

 

Занятие

9

Май “Природа Кузбасса” – знакомство с книгой “Приключения зеленого кузнечика Кузи” А. Куприянов, Ю. Манаков. Беседа

Игры по краеведению

Герб города (игра).

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

Исторические места и здания города (игра).

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий.

Ход игры: аналогичен игре “Герб города”.

Заколдованный город (игра).

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: “расколдовать” город.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

Наш город (игра).

Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.

Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.

Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой – труд людей; транспорт; здания города.

Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.