Конспект урока информатики, 2-й класс. Тема: "Сравнение множеств"

Разделы: Информатика

Класс: 2


Цели урока:

Образовательные:

  • повторить понятия «множество», «элементы множества», «признаки множеств»;
  • закрепить умения схематически изображать множества;
  • научить сравнивать множества по числу элементов.

Развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • развитие познавательного интереса;
  • формирование информационной культуры.

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности;
  • развития навыков работы в парах, команде;
  • повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока:

  • изучения нового материала.

Вид урока:

  • комбинированный с применением ИКТ (Smart-доски).

Форма работы на уроке:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • практическая работа на компьютере.

Оборудование урока:

  • презентация для Smart-доски (Приложение 1).
  • дидактический материал: распечатки для учащихся (страницы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 из Приложения 1),

Звездочёт <Рисунок 1>,

Звездочки <Рисунок 2>,

  • наклейки, множества для игры <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>,
  • координатная сетка <Рисунок 10>.
  • АРМ ученика.
  • мультимедийный проектор, Smart-доска.
  • прикладное ПО: Графический редактор «TuxРaint».

План урока:

  1. Сообщение (расшифровка) темы и целей урока (3 мин.)
  2. Разминка «Построй по координатам» (5 мин.)
  3. Повторение изученного материала (5 мин.)
  4. Изучение нового материала (6 мин.)
  5. Физкультминутка (игра «прыгни больше, меньше») (2 мин.)
  6. Первичное закрепление изученного материала – выполнение заданий на распечатках (10 мин.)
  7. Подведение итогов урока (2 мин.)
  8. Домашнее задание (2 мин.)
  9. Практическая работа на компьютере (10 мин.)

Ход урока

1. Сообщение темы и постановка целей урока (3 мин.).

- Здравствуйте. К нам в гости сегодня пришел Звездочет (Звездочет прикрепляется на доску, доска – это «небо»), который за правильные ответы вам будет раздавать свои звездочки с неба. Для этого мы разделимся на 2-е команды: 1-й ряд – это 1-я команда, 2-й ряд – 2-я команда. За каждый правильный ответ вы получаете звёздочку жёлтого цвета – 1-я команда и красного цвета – 2-я команда. Ваша задача набрать как можно больше звёздочек для своей команды. Каких звездочек на нашем небе будет больше, та команда и победила.

- Итак, давайте поможем отгадать Звездочету тему нашего сегодняшнего урока (страница 1).

Один ученик делает это на доске, остальные на распечатках.

- Тема сегодняшнего нашего урока «Сравнение множеств» (страница 2). Наша задача на уроке понять, что такое сравнение множеств, как можно сравнивать два или более множеств, какие знаки используются для сравнения множеств, научиться сравнивать множества.

2. Разминка «Построй по координатам» (5 мин.) (страница 3).

Учитель раздает детям распечатки (приготовленные заранее).

- На распечатках у вас есть координатная сетка

<Рисунок 10>,

наклейки и на доске даны координаты. Ваша задача наклеить наклейки в квадратики с данными координатами.

Результат

<Рисунок11>.

Один ученик выполняет задание на доске, все остальные у себя на распечатках. Затем все распечатки вывешиваются на доске.

- Теперь давайте посмотрим на доску, что у нас получилось? На доске весят ваши рыбки, они разные у кого-то это окунь, у кого-то щука, у кого-то сом и т.д. а что все эти рыбки образуют?

Правильный ответ: множество.

- Все эти рыбки образуют множество. Посмотрите, ваши рыбки превратились в вот такое подводное царство (страница 4).

- Какие 2 признака существуют у любого множества?

Правильный ответ: название и количество элементов.

- Давайте, определим название и количество элементов у данного множества (страница 4).

Учащиеся говорят название и количество элементов у данного множества.

- А теперь изобразим это множество графически (страница 5).

Учитель изображает это множество на доске.

- Итак, мы с вами вспомнили, что такое множество, признаки множеств, графическое изображение множеств.

- Теперь выполним несколько заданий.

3. Повторение изученного материала (5 мин.).

Задание: соберите множество, изобразите его схематически, подпишите название множества и количество элементов данного множества (страницы 6, 7).

Учащиеся работают на распечатках, стрелочками собирают множество.

4. Изучение нового материала (6 мин.).

- Давайте теперь вспомним: как можно сравнить два числа, например 5 и 6?

- Какие знаки используют для сравнения чисел?

Учащиеся отвечают.

- Эти же знаки больше, меньше и равно используют и для сравнения множеств по количеству.

- Давайте посмотрим на схемы этих двух множеств и попробуем их сравнить (страница 8).

Учащиеся сравнивают множества.

- Сравнить множества – это значить поставить знак сравнения между этих множеств.

5. Физкультминутка (игра «прыгни больше, меньше») (2 мин.).

Учитель называет число и слово «больше»/«меньше», а учащиеся должны подпрыгнуть на 1 раз «больше» или «меньше» в соответствии с тем числом , которое назвал учитель.

Например: учитель говорит – больше двух, значит, учащиеся должны подпрыгнуть 3 раза.

6. Первичное закрепление изученного материала – выполнение заданий на распечатках (10 мин.).

- А теперь, давайте, выполним задания на закрепление изученного на уроке материала.

Выполнить задания 1-4 (страница 9-12).

Выполнить задания 5, 6 (страница 13) использую Единую Коллекцию Цифровых Образовательных Ресурсов

<Рисунок 12>,

<Рисунок 13>

(задание выполняется учащимися по цепочке у доски). Один ученик выполняет задание на доске, остальные на распечатках.

7. Подведение итогов урока (2 мин.).

- Итак, мы сегодня с вами научились сравнивать множества по количеству элементов.

- Какие знаки для этого используются?

- Как сравнить два и более множества?

- Для подведения итогов урока проведем игру (страница 14).

- У каждой команды есть на распечатке 7 множеств:

<Рисунок 3>,

<Рисунок 4>,

<Рисунок 5>,

<Рисунок 6>,

<Рисунок 7>,

<Рисунок 8>,

<Рисунок 9>.

- Ваша задача: командой подумать, выстроить множества так, что бы они соответствовали знакам сравнения на доске и, в течение минуты, выстроиться в ряд с этими множествами. Выиграет та команда, которая сделает это быстрее.

- Подводим итоги игры: команда, набравшая большее количество звездочек, получает приз – освобождается от выполнения домашнего задания.

Объявление команды-победителя.

8. Домашнее задание (2 мин.).

- Запишите домашнее задание в тетради.

Задание: на листе бумаги (формата А4) изобразить графически 2, 3, 4 или более множества, в каждом множестве отметить количество элементов. Межу множествами оставить место для знаков сравнения.

Учитель приводит пример

<Рисунок 14>.

Учащиеся записывают задание в тетради.

9. Практическая работа на компьютере в программе TuxPaint.

- Отложим тетради и перейдем к выполнению практической работы.

- Ваша задача в графическом редакторе TuxPaint выполнить следующее задание (страница 15):

Графически изобразить два множества, в каждое множество вставить необходимое количество элементов из «Штампов», подписать название множества и количество элементов, так что бы эти множества удовлетворяли заданию на доске

<Рисунок 15>.

Литературные источники, использованные при подготовке к уроку:

  1. А.В.Горячев «Информатика в играх и задачах». 2 класс, часть 2, БАЛАСС, 2007 г.
  2. А.В. Горячев ««Информатика в играх и задачах». 2 класс. Методические рекомендации для учителя», БАЛАСС, 2006 г.