Конспект логоритмического занятия "Кошкин дом" (по мотивам пьесы-сказки С.Маршака) для родителей и детей логопедической группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект логоритмического занятия «Кошкин дом» (по мотивам пьесы – сказки С. Маршака)является частью цикла занятий для детей и родителей «В гостях у сказки», созданного с целью разностороннего педагогического просвещения родителей через передачу теоретических знаний, оказания помощи в приобретении практических навыков. Конспект предназначен для работы с родителями и детьми старшей логопедической группы.

В содержание совместных занятий родителей с детьми легла система речевых, музыкальных, подвижных игр и упражнений, которые доступны для выполнения взрослым и ребенком; разнообразны по своему характеру; направлены на развитие партнерских отношений родителей и детей, а также решают коррекционные, оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Отличительной особенностью совместных занятий детей и взрослых является то, что родители раскрывают секреты гармоничного воздействия с ребенком, вспоминают о том, как важен телесный и эмоциональный контакт, понимают, как правильно воспитывать и всесторонне развивать ребенка, как использовать полученные знания и умения в домашних условиях.

Конспект адресован учителям – логопедам, воспитателям ДОУ, родителям.

Цель:

  1. Повышение родительской компетенции в коррекционной работе с детьми.
  2. Создание благоприятных условий для общения с детьми.

Задачи:

Коррекционные:

  • развитие внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве, координации, общей, речевой и тонкой моторики, темпа и ритма движения и речи, речевого дыхания;
  • работа над просодическими компонентами речи, нормализация мышечного тонуса средствами релаксации;
  • формирование различать разный характер музыки и передавать его в движении и пении, развитие чувства ритма.

Образовательные:

  • развитие музыкального слуха, лексики и грамматического строя речи.

Воспитательные:

  • развитие активности, инициативы, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Оборудование:

  • блоки геометрической формы,
  • рули,
  • игрушки (лошадка, самосвал, пила, мяч),
  • музыкальные молоточки,
  • листы бумаги,
  • цветные карандаши.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Кошкин дом»,
  • просмотр мультфильма,
  • инсценировка сказки детьми с использованием плоскостного театра,
  • разучивание речевого и музыкального материала,
  • анкетирование родителей.

Литература:

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.,1983.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб., 1992.
  3. Валявский А.С. Как понять ребенка, СПб., 1998.
  4. Дошкольная логопедическая служба / Под ред. Степановой О.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьей // Дошкольное воспитание. 1993. №5.

Предварительная беседа с родителями:

Уважаемые родители! Мы вновь пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие по логопедической ритмике, на тему «Кошкин дом». Продолжим наше знакомство с играми и упражнениями, которые помогают развивать у ваших детей речь, внимание, память, мышление, моторику и корректировать поведение. Мы надеемся, что вы, увидев, как через игру идет обучение и развитие, будете стараться дома тоже в игровой форме закреплять и развивать у ваших детей полученные умения и навыки.

На занятии продолжается развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления, координации речи с движением в игровых упражнениях «Лошадка», «Экскаватор», «Самосвал». Совершенствуются координация пения с движением в играх «Пильщики», «Кошка». Будем проводить работу по артикуляционной моторике в упражнениях «Покрасим рамы», пальчиковой моторики, ритма в упражнениях «Строим дом», «Молоточки», по воспитанию просодических компонентов речи в упражнениях «Дом». Работа по развитию грамматического строя речи продолжается в упражнении: «Какой, дом?».

Мы уверенны, что совместное занятие поможет вам еще теснее сблизиться со своим ребенком, стать ему интересным, увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми.

Ход занятия

Дети и родители заходят в зал под русскую народную мелодию и встают на «волшебную» линейку.

Упражнение «Музыкальное приветствие»

Логопед: Здрав-ствуй-те! (Поет с понижением и повышением тона).

Родители и дети: повторяют.

Логопед: Как вас зовут? (Поет и дотрагивается до кого-либо из детей и родителей).

Родители и дети: поют и отвечают поочередно.

Логопед: Слушайте внимательно.

Жила была кошка на свете,
Заморская, ангорская…
Тили – тили – тили – бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные. А кругом – широкий двор,
С четырех сторон забор.

- Узнали сказку? Как она называется?

Родители и дети: Это сказка «Кошкин дом».

Логопед: Что случилось у кошки с домом?

Родители и дети: У кошки дом сгорел, случился пожар.

Бом-бом, бом-бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Подбежала к дубу,
Прикусила губу,
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
А собачка – с помелом,
А лошадка – с фонарем,
Серый заинька – с листом.
Раз-раз, раз-раз!
И огонь погас!

Логопед: Хотите помочь построить кошки и котятам новый дом ?

Родители и дети: Хотим.

Логопед: Поедем на лошадке в чисто поле строить дом для кошки и котят.

Упражнение «Лошадка»

Логопед: Эй, лошадка!

Родители и дети: Иго-го!

Логопед: Но, лошадка! (Движение руками - Натягивание вожжей).

Родители и дети: Но, но! (Движение руками - Натягивание вожжей).

Логопед: Скок, лошадка! (Высоко поднимают ноги согнутые в коленях).

Родители и дети: Скок, скок! (Движения те же).

Логопед: Цок, копытца!

Родители и дети: Цок, цок! (Движения те же).

Логопед: Выше, ножки!

Родители и дети: Топ, топ! (Движения те же).

Логопед: Веселее, гоп, гоп!

Родители и дети: Гоп, гоп! (Движения те же).

Логопед: Колокольчик, дон, дон! (Делают колебательные движения правой рукой).

Родители и дети: Дон, дон!

Логопед: Громче, громче! (Движения те же).

Родители и дети: Звон, звон!

Логопед: Гоп, лошадка! (Делают поскоки на месте).

Родители и дети: Гоп, гоп!

Композиция «Едем к бабушке в деревню» (адаптированная Куприяновой Т.М.).

1-я часть. Дети и родители делают подскоки, руки вытянуты вперед. Цокают языком.

2-я часть. Прямой галоп.

1-я часть. Дети и родители делают ногами пружинку на месте. Цокают языком.

2-я часть. Прямой галоп.

1-я часть. Остановка, высоко поднимают ногу, сгибая ее в колене. Делают губами кучерское «тпру…».

Логопед: Приехали в чисто поле. Чтобы построить дом, нужно вырыть огромный котлован. Это поможет сделать экскаватор.

Экскаватор чем хорош?
У него огромный ковш.
Он усталости не знает,
Целый день себе копает.
Один, два, три – экскаваторами все стали вы.

Упражнение «Экскаватор».

Звучит русская народная пляска «Мальчик–кудрявчик».

Родители и дети медленно двигаются по кругу топающим шагом. На акцент музыки – наклоняются и говорят: Оп!

Логопед: Ребята, нам еще нужна машина, которая сама сваливает песок, доски. Как называется эта машина?

Родители и дети: Самосвал.

Логопед: Теперь самосвалы – вы.

Упражнение «Самосвал».

Жил на свете самосвал. (Дети и родители идут топающим шагом, в руках держать руль).
Он на стройке побывал.
Подкатил с утра к воротам.
Сторожа спросил: кто там? ( Останавливаются. Наклоняются вперед, вытягивая руль перед собой).
Он песок возил и гравий, (Идут топающим шагом, останавливаются. Выполняют «пружинку»).
Но, увы, застрял в канаве.
Буксовал он, буксовал.
Еле Вылез самосвал.

Логопед: Привез самосвал не только песок и гравий для дома, но еще и доски. Доски нужны для оконных рам. Берем пилу.

Один, два, три – пильщиками стали вы.

Композиция «Пила».

Родители и дети стоят парами, двигают руками вперед-назад и поют песню.

Запилила пила, зажужжала, как пчела,
Отпилила пила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и встала, начинай сначала.

Логопед: Возьмем молоток. Будем заколачивать оконные рамы. Тяжело, громко и ровно стучит большой молоток, а маленький наоборот легко и тихо, проговаривая каждое слово.

Игра «Молоточки».

Туки-туки-туки-ток!
Так стучит молоток!
Туки-туки-точки!
Стучат молоточки!

Логопед: Покрасим оконные рамы снаружи.

- Упражнение «Вкусное варенье».

Покрасим внутри.

- Упражнение «Маляр».

Просверлим дырки.

- Упражнение «Барабанщики».

Упражнение «Строим дом».

Логопед: Молодцы! Теперь нам осталось собрать дом. Разделились на две команды: первая команда - родители, вторая - дети. По команде «Внимание! Марш!» дружно передавайте блоки дома. Тот, кто стоит вначале шеренги, и будет складывать дом.

Обе команды выполняют задание.

Логопед: Ах, какой новый дом! Обрадовалась новому дому кошка и замяукала ОМ, ОМ, ОМ – это новый дом.

Обрадовались новому дому котята и за мурлыкали ОМ, ОМ,ОМ – это новый дом.

Первая команда повторите чистоговорку как кошка, а вторая как котята.

Родители и дети повторяют.

Упражнение «Какой дом?».

Логопед просит всех встать в круг. Бросает мяч и задает вопрос: какого цвета дом? Ребенок ловит и отвечает…

Массаж рук «Строим дом».

Целый день тук да тук, ( похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу)
Раздается звонкий стук. (похлопывание ладонью левой руки от кисти к плечу)
Молоточки стучат, (поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу)
Строим дом для котят (поколачивание левым кулачком по правой руке от кисти к плечу)
Строим дом для кошки. (растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями)
Вот какой хороший дом, (растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями)
Как мы славно заживем, (погладить ладонью правую руку)
Будем песни распевать, (погладить ладонью левую руку)
Веселится и плясать. (скользящие хлопки ладоней друг о друга)

Логопед: Обрадовались кошка, и стала танцевать.

(Импровизация движений под стихотворение Н. Пикулева)

Кошка хвостиком играла –
Вот так! Вот так!
Веселилась, хохотала –
Вот так! Вот так!
Мячик по полу катала –
Вот так! Вот так!
И по комнате скакала –
Вот так! Вот так!
А потом устала кошка –
Вот так! Вот так!
И поплакала немножко –
Вот так! Вот так!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем кошку утешать.

Родители и дети выполняют.

Логопед: Утешим нашу кошку.

Ритмическая игра.

Играет кот на скрипке: (Имитировать игру на скрипке)
Тили-ли, тили-ли! (Прохлопать ритм в ладоши)
На блюде пляшут рыбки (Волнообразные движения кистями рук)
Хлюп-хлюп, люли! Хлюп-хлюп, люли! (Прохлопать ритм в ладоши)
Танцуют чашки, блюдца: («Фонарики»)
Дзинь-дзинь, хо-хо! Дзинь-дзинь, хо-хо! (Прохлопать ритм в ладоши)
А лошади смеются: (Постучать пятками об пол)
И-и-и-го-го! И-и-и-го-го! (Прохлопать ритм в ладоши)

Логопед: Ух, как мы устали сядем к мамам на колени, закроем глаза и послушаем нежную колыбельную мамы.

Звучит колыбельная (русская народная мелодия).

Логопед:

Наши глазки отдыхают,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Отдыхают… Засыпают…
Напряженье улетело
И расслабленно все тело…
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.

Открыли глазки, улыбнулись друг другу. И встали.

Логопед: Скажите, что мы строили?

Родители и дети: Мы строили дом.

Логопед: Расскажем, для кого мы строили дом.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Туки – туки молотком строим, строим новый дом. ( Стучать кулачками).
Окна расписные, (Соединять пальцы правой и левой руки поочередно, начиная с большого).
Ставенки резные,
Вот и печка, и труба,
Два крылечка, два столба.
Тили – тили – тили – бом! (Хлопать в ладоши)
Приходите в новый дом! (Хлопать в ладоши).

Логопед: Уважаемые дети и родители! Расскажите, что вам запомнилось, понравилось на занятии?

Родители и дети отвечают.

Вы не только хорошие строители, но и художники. Давайте нарисуем Кошкин дом. Вы согласны?

Родители и дети: Да! Согласны! Дети и родители вместе рисуют карандашами Кошкин дом. Оценивается деятельность каждого ребенка и родителя. Далее чаепитие в честь строительства нового дома.