Литературно-музыкальная композиция "Самарский край – моя Земля"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: содействовать профессиональному самоопределению обучающихся на основе формирования у них активной и гражданской позиции через музейную работу и предметную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  •  ознакомить учащихся с основными этапами истории развития Самарской области и нашего села;
  •  дать представление о поэтапном развитии экономики и сельского хозяйства.

Развивающие:

  •  способствовать развитию речи и мышления на основе углубления знаний по теории истории и географии;
  •  развивать учебно-познавательные компетенции на основе поиска краеведческого материала и исследовательской работы

Воспитывающие:

  •  формировать чувство патриотизма, чувство гордости за свою малую родину;
  •  сформировать у учащихся основы музейной культуры.

Оборудование: экран, проектирующее устройство, экспонаты музея.

Место проведения: Школьный краеведческий музей.

Количество приглашенных гостей: 18.

Количество учащихся, участвующих в композиции: 25.

Ответственные: Учитель-краевед – Илларионова Н.В.

Актив класса: 5 учащихся.

Чтецы: 4 учащихся.

Ведущие сценария: 6 учащихся.

Литературно-музыкальная композиция «Самарский край – моя Земля»

1-й Ведущий:

Россия! Милые дубравы,
Обитель сердца моего –
Поля налево и направо –
Взамен не надо ничего!
Россия! Сердце замирает,
Березки пляшут под гармонь.
И в трудный час меня спасает
России теплая ладонь.
Россия! Звонкая дорога,
Крестьянской простота,
Печаль, отрада и мечта.

2-й Ведущий:

«Родина» – мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луг в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.

3-й Ведущий:

«Родина» – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим мы перед собой –
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев.
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

4-й Ведущий:

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюблялись в эти клевера
С краешка звенящего ведра
Это позабудется едва ли,
И на век останется святым.
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.

Песня «Малиновый звон»

1-й Ведущий. Самарская область – уникальное место на карте России. Здесь пересекаются важные транспортные пути, течет великая река Волга, здесь сливаются культуры Востока и Запада.

2-й Ведущий. Живописны и неповторимы Волжские пейзажи: Жигули, Сокские горы, Шенталинские леса, Сергиевские Минеральные Воды, Черниговские поля и степи.

1-й Ведущий. Неотразима красота и величина самарских городов: Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск, Новокуйбышевск. Этот список можно продолжить, но для каждого из нас – это наша Родина, это место, где мы родились, живем, и будут жить наши дети.

2-й Ведущий. Самарской губернии более 155 лет, но она по-прежнему молода, динамично развивается. На Российский и Международный рынок она поставляет станки с программным управлением, самолеты, автомобили, космическую технику, продукцию пищевой и легкой промышленности, хлеб, зерно, молоко, рыбу. Высоко развита наука.

1-й Ведущий. В 1971 году первые жители в чистом поле болотистой местности дренажили землю, осушали болота, проводили каналы, строили первое жилье! Жили в вагончиках и палатках. Было их вначале не более 70 человек. Но потихоньку дома росли, уже к концу 1971 года были построены первые два дома по ул. Ленина 1 и 3, в которых размещалась 1-я рота солдат (25 человек), комендатура, медпункт. А к началу 1972 года были возведены еще три дома по ул. Магистральная №2, 4, 6, где уже начали поселяться новоселы. Жили трудно, но весело. Первые свадьбы, новорожденные, первые праздники – все было в радость.

3-й Ведущий. Первые жители испытали все неудобства начинающейся жизни. Неделями не было хлеба, воды (ее привозили со 2-го отделения – из Степняков), не было света, тепла, варили на кострах. Но была жизнь, молодость, вера в будущее. Верили, что наши дети будут учиться в хорошей школе, лечиться в настоящей больнице, ходить в красивый клуб. Но это пришло через несколько лет. Сначала у поселка не было имени. Его называли «Совхоз 2-3», а в 1975 году был создан совхоз с красивым, светлым именем «Солнечный», а поселку дали название – Новоспасский.

4-й Ведущий. Директором совхоза был назначен опытный специалист с инженерным образованием, зрелый к этому времени руководитель – Борис Петрович Шаповалов. За совхозом было закреплено около 26 тыс. га сельскохозяйственных угодий, также 22 тыс. га пашни с 11 тыс. га орошаемых государственной оросительной системой. Хозяйство являлось крупным поставщиком мяса, молока, зерна и картофеля, но как бы высоко не поднялось промышленное производство, всегда нужно учитывать одну важную истину – в любой отрасли, производство начинается с человека, с заботы о нем. Эта забота выражается не только в денежных доходах, но и в улучшении жилищно-бытовых, культурных и других условий.

5-й Ведущий. Одновременно со строительством промышленного и молочного комплексов велось строительство центральной усадьбы пос. Новоспасский. И за очень короткий отрезок времени неподалеку от крупных комплексов вырос этот белокаменный городок с двухэтажными домами со всеми коммунальными удобствами – центральным отоплением, холодной и горячей водой, газом, канализацией. Улицы полностью заасфальтированы, а вдоль домов проложены тротуары, улицы озеленены деревьями, жители снабжены приусадебными участками

6-й Ведущий. В один год с промышленным комплексом был сдан в эксплуатацию детский комбинат на 280 мест. Молодому хозяйству без него никак не обойтись, т.к. почти ежегодно рождалось до 70 детей. Также большая потребность была у детей в своей школе. Поэтому все силы были брошены на ее строительство. И вот, наконец, к сентябрю 1979 года выросло современное городского типа здание средней школы на 960 учащихся с просторными светлыми классами. Ежегодно в первый класс у нас поступало 50–60 учеников. Не всякое село могло похвастаться таким количеством ребятишек. За последние годы в Новоспасском были построены так же столовая, больничный комплекс, административные здания и другие объекты. Руководство совхоза «Солнечный» добилось перевода наших сел из разряда неперспективных в перспективные. Хороши наши поселки. Хороши в любое время года (кадры о поселке).

Учитель-краевед. Что же представляло наше хозяйство в первое время?

К нему в основном отошли земли соседних хозяйств «Мирный», «Приволжье». По многочисленным данным эти поля были низкоурожайными, давали не более 5–6 ц зерна с Га. Бывшие отделения совхозов «Мирный» и «Приволжье» были многоотраслевыми, на фермах содержались несколько видов животных. Села Степняки, Кашпир, Верхняя и Нижняя Сызрань, Бестужевка, находясь на территории вновь созданного совхоза были зачислены в разряд неперспективных, т.е. запрещалось вести жилищное, культурно-бытовое строительство, расширять производство. В селах не было бань, столовых, хороших дорог, небольшие школы пустовали из-за отсутствия учащихся.

Животноводческие помещения были ветхими, плохо утепленными. Кормов на зиму не хватало, да и качество было низкое, и все это досталось в наследство руководителю совхоза Б.П. Шаповалову.

В первый год создания совхоза было всего 584 рабочих. На фермах 800 коров и 2109 свиней. Но так как главным образом хозяйство было ориентировано на производство мяса и молока, то руководство хозяйства с первых дней работы поставило задачу добиться высокой степени рентабельности. Была пересмотрена структура посевных площадей с расширением зернофуражных и силосных культур. В животноводчестве взялись за реконструкцию ферм с механизацией в них основных трудоемких процессов.

К этому времени уже полным ходом велось строительство промкомплекса по выращиванию и откорму молодняка КРС на 10 тыс. голов и молочного комплекса на 1200 коров.

В 1977 году наконец то был построен и запущен промкомплекс по выращиванию КРС на 10 тысяч голов. В нем были использованы технология, механизация и автоматизация производств, процессов уже действующих в с/х «Вороново» Московской области.

Технология предусматривает выращивание бычков при стойловом содержании на щелевых полах без подстилки. Общей продолжительность выращивания и откорм 390 дней и в возрасте 13 месяцев бычок реализует со средним весом 420 кг. Задолго до запуска комплекса руководство совхоза начало комплектование коллектива, подбор операторов и др. обслуживающего персонала.

Значительная часть молодых животноводов прошла курсы обучения в областном комбинате повышения квалификации, группа из 20 человек прошли стажировку в уже действующем промкомплексе «Вороново», и в момент пуска комплекса каждый рабочий хорошо знал свои обязанности.

Коллектив промкомплекса на бригадный подряд перешел самым последним в хозяйстве. В отличие от молочного комплекса здесь пошли на создание крупных подрядных бригад на базе 1-го и 2-го периода откорма. На первом периоде в состав бригады вошли 30 человек (20 операторов-животноводов и 10 человек вспомогательной службы – слесарь, электрик, оператор кормоцеха, тракторкорммаг и др.). На втором периоде – 35 человек (10 операторов-животноводов, 12 работников кормоцеха, а также вспомогательный персонал).

Коллективный подряд полностью решил проблему кадров – взаимозаменяемость. В коллективах поднялась трудовая и технологическая дисциплина. Внутрихозяйственный расчет и коллективный подряд – дело творческое, требующее постоянного совершенствования.

1-й Ведущий. В нашем хозяйстве, как уже отмечалось, успешно развивались все отрасли животноводчества.

Наряду с промкомплексом по выращиванию и откорму КРС на центральной усадьбе также построен и действует молочный комплекс на 1200 голов. Кроме того, на 2-м, 5-м и 6-м отделениях реконструированные молочные фермы дают немалую продукцию. Среднегодовое поголовье КРС с 3,2 тыс. выросло до 16 тыс., в том числе коров – с 800 до 1600 голов.

Объем заготовок молока увеличился в 2,7 раза, мяса – в 10 раз. Такая высокая эффективность производства достигнута за счет неуклонного повышения продуктивности скота, когда в полную силу действует хозрасчет и бригадный подряд с оплатой труда за конечную продукцию.

2-й Ведущий. На молочном комплексе все поголовье обслуживают три последних звена. Что же представляют звенья? В нем 19 человек: 4 доярки (из них подсменная), столько скотников, слесарь-сантехник, слесарь по молочному оборудованию, тракторист-кормач. Для каждого работника установлены четкие обязанности. Многие члены звена в случае необходимости могут заменить любого другого члена звена. Взаимозаменяемость в подряде становится привычным делом. Кроме того, ежедневно на совете звена определяется КТУ (коэффициент трудового участия). С внедрением подряда заработок у всех животноводов стал более равномерным и зимой и летом. Очень хорошие результаты по производству продукции животноводчества получены не только на установленной усадьбе, но и на фермах других отделений.

3-й Ведущий. Все же в молочном животноводчестве трудится 12 звеньев и хозрасчет и подряд диктуют творческий подряд к обычным, будничным делам.

5-й Ведущий. За 37 лет существования совхоза его коллектив трижды награждался переходящим Красным Знаменем УК КПСС и Совета Министров, дважды переходящим Красным Знаменем Министерства сельского хозяйства, неоднократно выходил победителем в областных и районных социалистических соревнованиях.

6-й Ведущий. Но не только трудовыми буднями жили строители поселка. Они умели также хорошо отдыхать, как и работать.

Выступление гостей

Заведующий. Спортивная жизнь в молодом поселке била ключом. Молодые парни и девушки бегали на лыжах, играли в футбол, хоккей. Первые спортсмены лучше нас расскажут нам об этом.

Учитель-краевед. Наше хозяйство продолжает функционировать и сейчас. Мы по-прежнему обеспечиваем область зерном, мясом, молоком. Были и есть трудности в сельском хозяйстве и области и нашего предприятия, но коллектив дружный, сплоченный, умеющий смотреть в будущее и преодолевать трудности. Грамотные специалисты, новое производство, техника, все это нацелено на качественную работу и на расцвет хозяйства в будущем. Молодежь на селе остается, есть работа, жилье. Мы надеемся, что и вы, учащиеся нашей школы в будущем вернетесь в наше село и продолжите традиции своих отцов и дедов.

Экскурсоводы-учащиеся проводят экскурсию по музею, делая остановки, рассказывают об экспонатах и истории развития села и музея.

Итог: Общение гостей, учителей, учащихся. Чаепитие в школьной столовой.