Комплексная интегрированная программа "Фитодизайн – детям"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Общая характеристика программы

Год разработки программы – 1995 г.; внесены изменения и дополнения – в 2002, 2008 г.
Вид программы – авторская.
Направленность: интеграционная эколого-биологическая и художественно-эстетическая.
Срок реализации программы: 3 года.
Уровень реализации: среднее общее образование.
Способ освоения содержания образования: от репродуктивного до творческого.

Содержание

  • Пояснительная записка.
  • Цели и задачи программы.
  • Организация образовательного процесса.
  • Структура программы и сроки ее реализации.
  • Основные компоненты содержания программы.
  • Учебно-тематический план 1-го года обучения. (Приложение 1)
  • Содержание разделов, тем 1-го года обучения. (Приложение 2)
  • Учебно-тематический план 2-го года обучения. (Приложение 3)
  • Содержание разделов, тем 2-го года обучения. (Приложение 4)
  • Учебно-тематический план 3-го года обучения. (Приложение 5)
  • Содержание разделов, тем 3-го года обучения. (Приложение 6)
  • Методическое обеспечение программы.
  • Ожидаемый результат.
  • Формы контроля уровня достижений учащихся.
  • Информационное обеспечение программы. (Приложение 7)

Пояснительная записка

Человек. Растительный мир. Мир искусства.
Их взаимоотношения и взаимосвязи изучали разные науки на протяжении всего развития человечества – философия, психология, биология, эстетика и др. B местах пересечений компонентов системы «растительный мир – мир искусства» возникло новое направление в искусстве – фитодизайн.
Фитодизайн – интегративная область,  углубляет знания учащихся по биологии, истории, обществознанию, географии, изобразительному искусству, технологии, мировой художественной культуре, этике, эстетике, психологии, основам православной культуры..
Основная задача творчества из растительного материала – создание художественного образа. B этом проявляется его прямая связь c живописью, скульптурой, архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Именно в этих видах искусства истоки, корни таких видов фитодизайна, как декоративно – прикладное фитоискусство, фитоживопись (фитоколлаж), фитоскульптура и фитоархитектура (ландшафтная архитектура).
Наряду c прямой связью системы «растительный мир – мир искусства» работает и обратная связь. Она заключается в «подпитке» идеями, сюжетами, формами, рисунками и узорами из мира растений различных видов искусства. Истоки этой связи находятся в глубокой древности, когда природа и, прежде всего, растения стали вдохновителями сначала ремесленников, a затем скульпторов, художников, архитекторов.
В настоящее время дизайнер считается в среде молодых людей модной специальностью и востребованной на рынке труда. Профессии фитодизайнера, флориста – дизайнера, аранжировщика цветов, ландшафтного дизайнера, в течение последних нескольких лет входят в число наиболее привлекательных. Что и говорить, красивая специальность, но не такая легкая, как кажется. Она требует синтезированного образования – художественно-эстетического и эколого-биологического. A еще быть очень хорошим психологом – уметь понять, какие чувства и эмоции вызывает та или иная композиция.
В будущем эта профессия станет еще более популярной, ведь цветы являются необходимой частью нашей жизни.  

Актуальность и новизна предлагаемой программы велика.
Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере пограничных с биологией прикладных, художественно-эстетических направлений деятельности.
Во-вторых, способствует практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе.
В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.
В-четвертых, самое главное – дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу и получить  возможность осознанному выбору своей будущей профессии.

Основной целью данной программы является:

 создание такой педагогической, образовательной и воспитательной среды, которая способствовала бы: 

  • дополнению теоретических знаний и практических навыков дисциплин естественно - биологического, художественно-эстетического и исторического циклов основного образования;
  • развитию творческих способностей, личностного ориентирования, социализации и адаптации, учащихся в современном мире, осознанного профессионального самоопределения.
  • укреплению нравственных принципов, умению уважать общечеловеческие ценности, жить в гармонии с природой, людьми, самим собой.

Задачи программы:

  • Обеспечение наилучших условий для усвоения учащимися основных знаний и умений, необходимых для воплощения своего творческого потенциала, развития таланта и способностей в такой области человеческой деятельности, как фитодизайн.
  • Стимулирование познавательной деятельности учащихся.
  • Добиваться понимания практического значения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков в повседневной жизни, и для решения задач профориентации.
  • Формирование мировоззренческих понятий, осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой.
  • Развитие художественно-эстетических способностей, умения видеть красоту окружающей действительности и стремления к её творческому, гармоничному изменению.
  • Формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам.
  • Стимулировать стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему диагностики и оценивания.
  • Создание социокультурной среды общения, развитие коммуникативных навыков.

Организация образовательного процесса.

B основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:

– достyпности;
– свободы выбора и реализации;
– единства обучения, воспитания и развития личности;
– дифференциации и индивидуализации;
– успешности;
– креативности;
– приоритета духовно-практической деятельности.

Условия набора детей:

Группы для занятий комплектуются с учетом возраста детей.

Возраст обучающихся – 10-15 лет.
1-й год обучения – 15-12 человек;
2-й год обучения – 12-10 человек;
3-й год обучения –10-8 человек.

Режим занятий:

1-й год обучения – 144 ч – 2 раза по 2 часа в неделю;
2-й год обучения – 216 ч – 2 раза по 3 часа в неделю;
3-й год обучения – 216 ч – 2 раза по 3 часа в неделю.

Комплексная развивающая программа «Фитодизайн – детям» рассчитана  на средний школьный возраст (10-15 лет).
Это переходный возраст от детства к юности, с психологией полуребенка-полувзрослого. В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными. Поэтому так важно в этом возрасте бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – важнейшая и сложнейшая из нынешних задач образования. Эффективное ее решение зависит не только от основного, но и во многом от системы дополнительного образования.

Программа реализовывается в фитодизайн-студии «Вдохновение».
Студия имеет «свое лицо», ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ занимает в ней центральное положение. Идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики позволяют ребенку свободно выбрать коллектив, направление деятельности для изучения. Важнейшим условием общения  в образовательной среде является создание  психологического, благоприятного климата. Он базируется на любви и уважении, признании и  общественном одобрении ребенка. Признание ценности каждого и сопереживающее понимание являются  обязательными условиями безопасности,  что позволяют ребенку проявить себя, способствуют творчеству. Он не просто получает дополнительные знания, умения, навыки, но еще и развивается, имеет возможность для саморазвития, самосовершенствования.

Как модель детского объединения студию отличает следующее:

  • особая атмосфера – эвристическая среда (в студии часто практикуются эксперименты, создаются творческие проекты, многократные попытки решить творческую задачу различными способами, использовать нетрадиционные средства);
  • содержание деятельности носит духовно-практическую направленность;
  • креативность, т.е. значимость порождения чего-то качественно нового;
  • отношениями настоящих единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством творческих принципов;
  • высокая степень собственной внутренней свободы участников объединения, раскрепощенность.

Все выше изложенное дает основание полагать, что студия является  примером модели  социального воспитания.

Структура программы и сроки ее реализации:

Программа  рассчитана  на 3 года. По окончании 3-летнего обучения выдается Свидетельство.

Первая ступень

1-й год обучения (10-11 лет)  –  «Природа и фитодизайн».
Учащиеся знакомятся с основами дизайнерского мастерства, со всем спектром дисциплин объединения и начальным уровнем основ теоретических знаний и практических умений данного рода деятельности. 

Вторая ступень

2-й год обучения (12-13 лет)  –  «Аранжировка стран Востока и Запада ».
3-й год обучения (14-15 лет)  –  «Искусство флориста дизайнера».  
Двухгодичный курс программы с более высоким уровнем и широким спектром предметов, с более серьезным подходом в отношении требований к знаниям и умениям учащихся, контролем за их усвоением, с усилением развивающего и воспитательного воздействия на учащихся, с разнообразными формами организации учебного процесса (ролевые и деловые игры, проектные работы, выставочные просмотры, шоу-дефиле, экскурсии,  и т.д.)

Третья ступень

«Мастер-класс».
Меняются формы и методы организации учебного процесса в сторону дифференциации и индивидуализации.
Одаренные дети участвуют в разных направлениях деятельности студии по индивидуальному образовательному маршруту, показывая собственный подход к цветочному дизайну, индивидуальный почерк, свое флористическое мастерство.

Направления деятельности:

  • Научно-исследовательская, творческая работа;
  • Выполнение заказов центра детского практического маркетинга «Артель», и других;
  • Участие в районных, областных и российских выставках и конкурсах;
  • Создание персональной выставки;
  • В рамках данной ступени предлагаются следующий спецкурсы:

 «Портфолио творческих достижений учащихся фитодизайн-студии»;
«Фитодизайн+ИКТ»

Основные компоненты содержания программы

  • Фитодизайн и его место в духовной, материальной культуре.
  • Художественно-декоративная обработка растительного материала.
  • Основные принципы построения композиции, теория цвета и линий.
  • Сухоцветы. Техника аранжировки.
  • Изготовление работ из сухоцветов (миниатюр,панно, коллажей, бонсая и др.).
  • Флористика – европейская аранжировка цветов.
  • Восточная аранжировка цветов  –  Икебана. Школа «Согецу»
  • Изготовление искусственных цветов.
  • Озеленение интерьеров.
  • Ландшафтный дизайн.
  • Цветочный маркетинг. Флорист  –  оформитель и продавец.
  • Флористическое оформление праздников.
  • Презентации проектных творческих работ. Выставки работ. Флористическое дефиле.

Методическое обеспечение программы

Формы организации образовательного процесса

Традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, диспут, практическое занятие, игра (дидактическая, познавательная, развивающая, игры-шутки, игры-минутки, игра-конкурс, игра-путешествие, на развитие воображения, ролевые, деловые и т.д.), заочное путешествие, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, тренинг, зачет, конкурс, творческая встреча, выставка, флористическое дефиле, творческие отчеты, ярмарка-распродажа, праздник, видео-урок, презентации, разные формы работы с родителями и т.д.

Приемы и методы организации образовательного процесса

  • Словесные методы обучения  (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
  • Наглядные (показ видеоматериалов,  слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • Методы практической работы ;
  • Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
  • Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск  ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
  • Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др.материала);
  • Игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествие, ролевые, деловые, игры-шутки, игры-минутки и т.д.)
  • Наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал – образцы изделий; видеоматериал).
  • Проведение занятий с использованием:
    • средств искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, литературы, музыка, хореография);
    • активных форм познавательной деятельности (обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, заочное путешествие, конкурс, познавательные игры ит.д.);
    • психологические и социологические методы  (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология общения, деловая игра и т.д.)

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

  • биологические особенности основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;
  • основы материаловедения; инструменты и приспособления, применяемые флористами;
  • основы технологических процессов изготовления флористических работ;
  • историю и традиции цветочного дизайна восточных и европейских школ флористики;
  • духовные традиции и корни российской школы флористики, как части национальной и мировой культуры;
  • иметь представление o современной флористике, как области сервиса.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать специальные тексты c применением терминологии;
  • самостоятельно составлять эскизы, используя основы цветовосприятия, моделирования и дизайна;
  • изготавливать флористические работы, подбирая необходимый природный материал, и сопутствующие приспособления и оборудование;
  • применять различные приемы исполнительского мастерства;
  • анализировать собственные творческие работы;
  • применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе.

Формы контроля уровня достижений учащихся.

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Виды аттестации

  • Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
  • Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
  • Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.
  • Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.

Формы проведения аттестации

Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:

  • наблюдение активности на занятии;
  • беседа с учащимися, родителями;
  • экспертные оценки педагогов по другим предметам;
  • анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий рабочей тетради;
  • анкетирование, тестирование.

Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, флористический шоу-конкурс, собеседование,  игра.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса  используется:

  • специальная зачетная работа (тест),
  • портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ  и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).

Итоговая оценка накопительная, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:
–  насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
–  полноту выполнения образовательной программы;
Оценка может выставляться как в форме «зачтено»  –  «не зачтено», так и по балльной шкале.

Критерии оценки результатов аттестации.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.
Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.