Урок-обобщение по теме "Лексика" "Путешествие в сказку"

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи:

  • повторить основные сведения по лексике (лексическое значение, антонимы, синонимы);
  • развивать творческое воображение, внимание, коммуникативные уменияучащихся, а также способствовать обогащению словарного запаса, развитию у детей познавательной активности и положительной мотивации учения;
  • воспитывать внимание к слову, доброжелательность, любовь к народным традициям, природе.

Оборудование: дидактический материал, фотоплакат «Сосновый бор», плакат – рисунок      Бабы Яги, видеозапись фрагментов сказок А. Роу «Марья-искусница», «Морозко», аудиозапись музыки композитора А.К. Лядова «Баба Яга», И.Николаева «Маленькая
страна».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(На фоне музыки «Маленькая страна»появляется учитель – громкость убавляется)

2. Сообщение темы, цели урока

– Мы сегодня должны повторить основные сведения, закрепить наши знания по теме
«Лексика». Но повторение будет не совсем обычным.
– Вы любите сказки? Я тоже. Давайте вместе прикоснёмся к таинственному миру сказки.

Просмотр видеозаписи фрагмента фильма-сказки А. Роу «Марья-искусница» (начало сказки).

3. Повторение антонимов

– Ребята, вы узнали этого героя? Из какой он сказки?
– А какой  этот солдат? (добрый) Какими ещё бывают сказочные герои? (Злыми)
– Вы сказали «добрый» – «злой». К какой лексической группе мы относим подобные слова? (Антонимы)
– Приведите примеры.
– Замечательно. Вы заслуживаете награды: мы отправимся вслед за солдатом по лесной тропинке в сказочный мир. (Продолжение просмотра видеозаписи фрагмента фильма- сказки А. Роу «Марья-искусница»).

4. Повторение синонимов

(Работа с фотоплакатом, дидактическим материалом)
– Наша дорога проходит через лес. Каким мы видим лес, сосны?
Давайте попробуем вместе подобрать к слову «могучие» слова, близкие по значению.

На доске: «могучие» – …

Дети называют слово, записывают на доске.

– Какой части речи все записанные слова? (Прилагательные)
– К какой лексической группе мы относим слова, близкие по лексическому значению? (К синонимам)
– Давайте подведём итог.
Какие слова мы называем антонимами? Синонимами? (Ученики дают полное определение)

5. Распределение слов по их лексическому значению

1. Подготовка детей к работе на следующем этапе.

– Как таинственно в сказочном лесу, он словно замер в ожидании чуда…

Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся, точно колонны, рядами.
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит.
А меж деревьями кто-то сидит…
Кто показался на метле? (Баба Яга)

– Давайте посмотрим, какой Баба Яга показана в фильме-сказке А. Роу «Морозко». Обратите внимание на её внешний вид: лицо, одежду, руки…

2. Просмотр фрагмента видеозаписи.

– Как вам наша героиня? Чем запомнилась?
Давайте начнём с внешнего вида: как она выглядит? А каков у неё характер? Её проделки?

3. Итог детских высказываний

Итак, нос крючком, горбатая, руки как  палки, растрёпанная, зловредная, хитрая, любит делать пакости. Но, к счастью, не всегда это удается.

4. Самостоятельная работа

– Давайте из данных слов выпишем те слова, которые по своему лексическому значению можно отнести к внешнему виду Бабы Яги, её характеру в две колонки.

Внешний вид

Характер

                                                                      

 

                                                                       

5. Физкультминутка – проверка самостоятельной работы

Если учитель называет слово, которое по своему лексическому значению относится к внешнему виду,  – приседаем, а если к характеру героини – хлопаем в ладоши.

6. Образ сказочного персонажа в музыке

– Образ Бабы Яги пытались воплотить в своих произведениях и композиторы, один из них – Анатолий Константинович Лядов. Давайте послушаем эпизод из его музыкального произведения, которое так и называется «Баба Яга».

Прослушиваем аудиозапись.

– Какие чувства у вас возникли?
– Что вы услышали, увидели, представили? Может быть возникло какое-то желание?

7. Обобщение

– А теперь вместе попробуем воссоздать целостный образ нашей героини, используя в речи слова, которые мы сегодня вспомнили на уроке.

(Ученики рассказывают о персонаже)

– МОЛОДЦЫ!   А вот  и наш солдат. (Просмотр видеозаписи: солдат прощается и зовёт к себе в гости)

8. Итог урока

9. Домашнее задание: нарисовать Бабу Ягу такой, какой её себе представляете, описать её внешний вид, характер, действия. Вспомнить сказки, в которых встречается этот персонаж.