Урок развития речи по русскому языку в 7-м классе "Особенности письма как эпистолярного жанра"

Разделы: Русский язык


Цель урока: познакомить учащихся с эпистолярным жанром – со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Работа по теме

Учитель читает стихотворение Э. Асадова «Одно письмо». (Слайд 1)

Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего – то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно….

Зажгись рябин веселые костры,
И все вокруг вишнево – золотое….
И больше нет ни нервов, не хандры,
А есть лишь сердце радостно – хмельное!

И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир,
Как много все же надо человеку!

Работа над стихотворением.

– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
– Какова тема стихотворения?
– Какова основная мысль?

3. Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем – деловых, поздравительных, личных. Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо?

Цель нашего урока – познакомиться с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, узнать, в чем разница между деловым и неформальным письмом.

– Запись в тетради. Число. Классная работа. Тема. Эпиграф.

Моды на письма давно уже нет…

                       Л. Рубальская

4. Сейчас мы поработаем со «Словарем иностранных слов» и запишем в тетрадях значение следующих слов: ЭПИСТОЛА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ, АДРЕСАТ, АДРЕС, АДРЕСАНТ.

ЭПИСТОЛА –                       (греч.) устное письмо, послание;
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ –           (греч.) свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем;
АДРЕСАТ –                           (нем.) получатель, лицо которому адресовано почтовое отправление, телеграмма;
 АДРЕС –-                             (фр.)   местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.; обозначение местожительства и местонахождения на почтовом отправлении;
АДРЕСАНТ –                        (нем.)  отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

– Запомните значение этих слов, с ними нам предстоит работать.

5. Игра «Составь слово». 

Эпистолярный

Например:

столяр
рис
эпос
стол и т.д.

6. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения письменности, узнаем, какими были  первые письма, вспомним, как надо подписывать конверт, каких правил нужно придерживаться, когда пишешь письмо.
Начнем с истории (сообщение учащегося). За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и каменных плитах, вырезали их на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже – на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде в 12-15 веках писали на бересте.
Примерно 5 тысяч лет тому назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название которому было дано по названию города Пергама в Сирии. Бумага – одно из великих изобретений человечества – сначала, в V веке, появилась в Китае, а затем, в ХII – ХVII веках, в государствах Европы.

7. Знаете ли вы, из чего изготовлялись первые письма? (Из глины, морских ракушек, из веревок различной длины).
(Приложение 1. Слайд 2).
Самое маленькое письмо.
Ереванский мастер Эдуард Казарян написал письмо в 40 слов на сантиметровом кусочке человеческого волоса. Хочешь прочитать – бери микроскоп.
Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма при помощи почтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специальных почтовых каретах в европейских странах и на ямских тройках в России.

8. Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно, чтобы адрес на конверте был   написан правильно. (Приложение 1. Слайд 3)

– Что такое индекс? Знаете ли вы, что обозначает шесть цифр, входящих в него? (Первые три обозначают область, город, три другие – почтовые отделения).
Теперь рассмотрим, как правильно оформлять адрес, обратите внимание на знаки препинания при написании адреса. (Приложение 1. Слайд 3)

– Напишите правильно пока только свой домашний адрес на конвертах, находящихся у вас на партах.
– Герой какого рассказа отправил письмо по следующему адресу: «На деревню дедушке»? Кто автор рассказа? Какие ошибки в оформлении адреса допустил мальчик?

Игра «Найди ошибку» (Приложение 1. Слайд 4)

9. Вы уже знаете, что важно не только написать правильно адрес, но и само письмо.

– Существует два основных типа писем – деловые, официальные и частные, неофициальные, дружеские.
– Как правило, письмо состоит из трех частей:

    1. Зачин.
    2. Информационная часть.
    3. Концовка.

– Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяет отношение между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинение, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе и любви. Информацию, которую вы забыли написать в письме, можно поместить под знаком P.S. (Post Skriptum), что означает «после написанного».
– Рассмотрим образец делового, официального письма  (Приложение 1. Слайд 5).
– Перед вами письма великих русских писателей – И.С. Тургенева, А.П. Чехова. Прочитайте их. Обратите внимание на структуру этих писем и речевые обороты, используемые в них  (Приложение 1. Слайды 6, 7).

10. Очень часто авторы различных книг включают письма в свои произведения, ведь это своеобразная характеристика героя.
– К сегодняшнему уроку вы должны были вспомнить, в каких литературных произведениях встречаются письма (ответы учащихся).  
– В каких литературных произведениях встречаются такие письма и записки? Кто их написал? (Приложение 1. Слайд 8).

11. Чтобы вам было легче написать письма, пользуйтесь таблицей «Структура письма и речевые формулы, используемые в них». (Каждый ученик получает таблицу).

(Приложение 1. Слайд 9).

– Для того чтобы друзьям было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания, они тоже даны в таблице. (Работа с таблицей).

12. Обратим внимание на эпиграф урока. Это слова Ларисы Рубальской, поэтессы, нашей современницы. «Моды на письма давно уже нет…» Согласны ли вы с этими словами? Как вы их понимаете? Нужны ли письма сегодня? Почему? (ответы учащихся).

13. Домашнее задание

Написать дружеское письмо на выбор по номинациям: «Письмо моей семье», «Письмо президенту», «Яркое событие моей жизни», «Мой учитель», «Я хочу рассказать тебе о своем крае».