Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закреплять знания о существительных признаках, по которым распознаются данные падежи.
  2. Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.

1. Оргмомент

Учитель достаёт коробку, в которой находится шляпа. На экране появляется стихотворение “Волшебная шляпа” Е.Лаврентьевой .

Под музыку учитель читает это стихотворение.

Волшебная шляпа.

Волшебная шляпа в цветной упаковк….
Лежала в коробк…., коробка – в кладовк….,
Волшебник, наверное шляпу оставил,
Однако в известность жильцов не поставил.
Её обнаружили только вчера,
Но в шляп.... волшебной сияла дыра
На шляпу смотреть невозможно без бол….
Она пострадала, бедняжка, от мол....
Её не заштопаещь, не залатаешь,
Желанье заветное, не загадаешь.
Хотите волшебником утром проснуться
И вечером к мам.... и пап.... с подарком вернуться?

(Дети отвечают “ Да ”)

Тогда поскорее идите сюда
Касаюсь я палочкой мага до вас
И сразу у нас появился волшебников класс.

(Всем детям раздаются шляпы, на которые они будут наклеивать сердечки за каждый правильный ответ)

Сегодня день пап. И вы получаете шляпы на которые будете наклеивать сердечки за правильные ответы. Чем больше сердечек, тем больнее “5”.

(Текст стихотворения убирается, остаются только слова с пропущенными буквами) .

Давайте уважаемые волшебники, вставим пропущенные буквы.

– Вспомните, что надо знать, чтобы правильно написать окончание.

(Определить падеж, склонение)

в упаковк....е (П. п., 1 скл.)
в кладовк....е (П. п., 1 скл.)

 

в коробк....е (П. п., 1 скл.)
в шляп....е (П. п., 1 скл.)
без бол....и (Р. п., 3 скл.)
от мол....и (Р. п., 1 скл.)
к мам....е (Д. п., 1 скл.)
к пап....е (Д. п., 1 скл.)

– Использовать магнитные буквы (е), (и).

(Дети определяют падеж, склонение и вставляют окончания).

2. Цель

А теперь уважаемые коллеги, определите тему нашего урока.

(На экране появляется тема урока. “ Правописание безударных гласных в родительном, дательном и предложном падежах ”).

3. Новый материал

Открыли тетради. Записали число.

1) Как различить существительные в Р.п., Д.п., П. падежах?

Таблица (обобщения)

падеж

вопросы

предлоги

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

кого? чего?

(откуда? где?)

От, до, из, без, у, для, около, с

-

Д. п.

кому? чему?

(куда? где?)

к, по

 

-

П. п.

о ком? о чём?

( где? )

о (об), в (во),

на, при

– Можно ли различить падежи по смысловому вопросу где? ( Нельзя)

– Добавляй падежный вопрос

где? у чего? – у речки
где? по чему? – по речке
где? на чём? – на речке

– На вопрос откуда? отвечают только существительные в Р. п.

Откуда? из столицы, с Камчатки. (Вывод читают в учебнике).

2) А также окончания пишутся в этих подежах?

(На стенах развешаны карточки со словами)

Девочки собирают слова с окончанием –е , а мальчики –и .

(Проверка с помощью веера).

Е

И

к речк....

с ветк....

по дорог....

из берлог....

при лун....

до рощ....

о погод....

к ел....

на горизонт....

до пристан....

в сугроб....

о молодёж....

– На какие группы ещё можно разделить эти слова.

3) Самостоятельная работа.

Падеж

Склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

с ветк

из берлог

около речк

-

из печ

Д.п.

к речк

по дорог

 

-

до пристан

к ел

П.п.

при лун

о погод

на горизонт

в сугроб

о молодёж

4) Вывод:

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р

-

Д

-

П

Появляется таблица.

Читают вывод в учебнике.

ЗАПОМНИ!

3 – е скл. – не думая – и!
2 – е скл. – не думая – е!
1 – е скл. – задумайся!

Продолжение работы