Обобщающий урок-викторина "Природные зоны России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по разделу «Природные зоны России»;
  2. Проверить знания, умения и навыки учащихся;
  3. Развивать познавательный интерес и творческую активность.

Ход урока

Викторина проводится в форме игры «Своя игра». Вниманию детей предлагается 5 категорий, в каждой по пять вопросов. Класс разбивается на пять групп. По очереди группы выбирают категорию и номер вопроса. Каждая группа вносит в оценочный лист баллы, полученные в ходе игры. После подведения итогов, выявляется группа - знаток природы.

Презентация.

В игре пять категорий вопросов: Арктика. Тундра. Лес. Степь. Пустыня. (Слайд 2)

Арктика.

1. Кто лишний? (Слайд 3)

Рысь, белый медведь, поморник, морж.

2. Выбери один вариант ответа. (Слайд 4)

Арктический заповедник расположен…

а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля.

3. Узнай животное по описанию. (Слайд 5)

Он живет за Полярным кругом, среди вечных снегов и льдов. Он весит около 700 кг, рост до трех метров. Не боится морозов. В самые лютые морозы купается в ледяной воде, плавает и ныряет. Его излюбленная пища – тюлени, рыба, птичьи яйца, песцы..

4. Назови приспособления животных к жизни в Арктике. (Слайд 6)

  • толстый слой подкожного жира;
  • густой длинный и теплый мех;
  • белая окраска меха;
  • питаются в основном рыбой и продуктами моря.

5. Почему говорят, что у кайры гнездо «ходячее»? (Слайд 7)

Тундра

1. Узнай растение по описанию. (Слайд 8)

В конце лета мшистые северные болота в тундре раскрашиваются крупными ярко-красными ягодами, напоминающими малину. Но есть их пока еще рано. Пройдет немного времени, и ягоды поблекнут. Станут оранжево-желтыми. Ягода эта сочная, ароматная.

2. Найди лишнее. (Слайд 9)

Брусника, голубика, полярная ива, ковыль, морошка.

3. Реши экологическую задачу. (Слайд 10)

В тундре живут лемминги, пищей которым служат практически все растения тундры и грибы. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются на столько, чтобы уничтожить всю растительность.

4. Выбери существенные признаки растений тундры. (Слайд 11)

  • имеют широкие листья;
  • деревья стройные, высокие;
  • стволы деревьев искривленные, прилегают к поверхности.

5. Найди ошибку. (Слайд 12)

Тундра.

Мы шли без дорог – их не было, по холмам, по кустарникам, огибали озера; переходили ручьи, пересекали огромные болота. Мы расставляем палатки, натягиваем марлевые пологи от комаров. Кто-нибудь отправляется в кедровник за ветками.

Лес

1. Угадай животное. (Слайд 13)

Изящное, грациозное животное величиной с кошку. Питается мелкими животными: белками, птицами, грызунами. Имеет острые когти и ловко лазает по деревьям, стремительно преследуя добычу, или нападая из засады. Живет в дуплах животных, в россыпях камней. Имеет изумительный слух, зрение, обоняние. Краска шерсти под цвет коры.

2. Каких животных называют лесными инженерами? Что вам известно об их повадках? (Слайд 14)

3. Почему ель чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, трава, хвоя. (Слайд 15)

4. Почему в еловом лесу мало травянистых растений? Как приспособились растения в темнохвойных лесах? (Слайд 16)

5. Угадай животное по голосу. (Слайд 17)

Степь

1. Угадай животное. (Слайд 18)

Он умеет пыль в глаза пускать. Увидит лису, юркнет в нору, она за ним, а он ей лапами пыль в глаза. Пока лиса прочихается, проморгается, ищи его.

2. Найди хищников. (Слайд 19)

  • заяц-русак
  • слепыш
  • волк
  • дрофа
  • лесной хорь

3. Каково главное назначение растения перекати-поле? (Слайд 20)

4. Какую пользу могут получить растения от животных, которые их едят? (Слайд 21)

5. Почему тушканчика часто называют «птицезверем»? (Слайд 22)

Пустыня

  1. Кто лишний? (слайд 23)
  2. Почему после долгих переходов по пустыне у верблюдов «худеют» горбы? (Слайд 24)
  3. Самая главная особенность пустынь (слайд 25)
  4. Продолжи: место в пустыне, где есть растительность и вода - …(Слайд 26)
  5. Как жители пустыни – желтый суслик и черепаха – переживают жаркое и засушливое время года? (слайд 27)

Итог игры

Подсчитывается общее количество баллов для каждой группы, выявляется группа – победитель. Каждый ученик получает оценку в зависимости от количества набранных баллов.