Урок риторики в предшкольной подготовительной группе по теме "Знакомьтесь!"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Задачи урока:

  • знакомство дошкольников с общими задачами курса, с тетрадью "Ты - словечко, я - словечко..." и героем Риториком;
  • побуждать к бережному и обдуманному отношению к слову, с которым он обращается к собеседнику;
  • учить общаться вежливо, правильно, умело;
  • формировать речевые умения: внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;
  • владеть своим голосом, понимать как нужно говорить.

Ход урока

1. Организационный момент.

Воспитатель рассаживает детей за столики так, чтобы они видели друг друга. Перед ними - тетрадь "Ты - словечко, я - словечко..." и цветные карандаши.

2. Знакомство с новым материалом.

А) Знакомство с тетрадью и героем Риториком.

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с новой тетрадью. Посмотрите внимательно на обложку тетради. Что делает мальчик?

- Он ракеткой подбрасывает мяч, передает.

- А знаете, что написано на мяче? Кто умеет читать, прочитайте нам.

- Словечко.

- Верно. "Словечко", которое мальчик будто бы посылает другому человеку. Как называется игра в мяч с помощью ракеток?

- Бадминтон.

- Вспомните, как вы играли в бадминтон. Вы получаете мяч и передаете его обратно. Так и в речи, в общении: один собеседник обращается к другому, а тот ему отвечает. И получается: ты - словечко, я - словечко. Вот так и начинается разговор, беседа. И наша книжка называется "Ты - словечко, я - словечко...". Очень важно, чтобы слова эти были добрыми, такими, которые не обидели бы нашего собеседника, вежливыми. Мы будем учиться на занятиях тому, чтобы наша речь была вежливой, правильной, доброжелательной.

- Откройте тетрадь. Ребята, этого мальчика зовут Риторик. Он тоже дошкольник, как вы. С ним мы отправимся в страну, где все жители общаются вежливо, правильно и умело.

Б) Раскрашивание героя Риторика.

- Давайте раскрасим Риторика так, как подсказывает нам художник. Волосы у Риторика какого цвета?

- Рыжего.

- Какого цвета должно быть лицо?

- Светло-розового.

- Каким надо нарисовать костюм?

- Голубым.

- Что раскрасите желтым цветом?

- Пряжку на ремне.

- А сам ремень каким цветом раскрасите?

- Коричневым.

- Какого цвета будут брюки?

- Синего.

- В какие цвета будете раскрашивать кроссовки?

- Белый и фиолетовый.

- А теперь попробуйте самостоятельно Риторика раскрасить - красиво одеть.

В) Самостоятельная работа (раскрашивание).

3. Физминутка.

- Какой красивый у вас получился Риторик! Теперь он готов отправиться в увлекательное путешествие вместе с вами. А вы готовы? Тогда - поехали!

(Дети выходят из-за столов. Звучит песня "Веселые путешественники". Дети, двигаясь, поют вместе с учителем песенку.)

"Веселые путешественники" Стихи С. Михалкова

Мы едем, едем, едем Когда живется дружно,
В далекие края. Что лучше может быть?
Хорошие соседи. И ссориться не нужно.
Счастливые друзья. И можно всех любить.
Нам весело живется, Ты в дальнюю дорогу
Мы песенку поем. Бери собой друзей:
А в песенке поется Они тебе помогут,
О том, как мы живем. И с ними веселей.
Припев: Припев.
Красота, красота! Мы ехали, мы пели
Мы везем с собой кота, И с песенкой смешной
Чижика, собаку Все вместе, как сумели,
Петьку-забияку, Приехали домой.
Обезьянку, попугая - Нам солнышко светило,
Вот компания какая, Нас ветер обвевал:
Вот компания какая! В пути нескучно было,
И каждый напевал:
Припев.

- Ребята, а мы с вами дружно живем? Значит, и путь наш тоже будет нескучным.

4. Знакомство с условными обозначениями.

- Молодцы! Вы все верно отгадали. Ребята, эти маленькие картинки -так называемые условные знаки, сигналы, которые будут помогать нам ориентироваться во время нашего путешествия.

- О чем говорят вам сигналы на первой странице нашей тетради?

- Раскрась! Иди вперед! Продолжай путь!

- Полистайте тетрадь! Какие сигналы нашли на второй странице?

- Рассмотри! Подумай! Раскрась!

- Молодцы! Научились отгадывать сигналы. А какой знак - сигнал оказался неразгаданным?

- Этот знак особенный, волшебный. А почему? Сейчас узнаете! Кто первый из вас найдет этот сигнал в тетради?

- На страницах 5, 7 и других.

- Если есть такой сигнал, значит, нужно искать волшебный квадратик на странице, который вырезается. Кто нашел его? Потом мы его наклеиваем на последнюю страницу в определенную клеточку. Постепенно у нас получится картинка, на которой вы увидите... Впрочем, когда мы закончим наше путешествие, тогда вы сами и увидите.

5. Игровой элемент с театрализацией. Итог урока.

- Ой, ребята, кто это к нам пришел? Но прежде чем вы его увидите, отгадайте загадку:

У отца был мальчик странный. На земле и под водой
Необычный - деревянный. Ищет ключик золотой?
Но любил папаша сына. Всюду нос сует он длинный.
Что за странный Кто же это? Человечек деревянный

- Буратино.

- Верно, ребята. Это Буратино. Появляется Буратино.

- Ребята, я тоже хочу с вами отправиться в путешествие и увидеть, что же получится из этих волшебных знаков. Обещаю, что буду умненьким и благоразумненьким.

- Ребята, возьмем Буратино с собой?

- Да.

- А ты, Буратино, имей в виду, что путешествие будет нелегким.

- Спасибо, ребята! Я оправдаю ваше доверие.

- Ребята, но Буратино не знает, что обозначают сигналы, с которыми мы с вами сегодня познакомились. Расскажите ему, что они обозначают.

- Молодцы! Вы все справились с этим заданием, запомнили все сигналы, помогли Буратино. А теперь закрасьте прямоугольник в нижней части страницы, рядом с сигналами, любым цветом. Это тоже знак, который говорит о том, что вы прекрасно справились с заданием и можете идти вперед. А вперед мы пойдем только на следующем уроке.