"В мире нет места некрасивой математике". Программа тьюторского образовательного маршрута

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


1. Актуализация пространства возможностей в полноте.

В мире нет места
некрасивой математике.
Г.Х.Харди.

Рассматривая тьютерскую модель воспитания интереса к предмету в условиях школ углубленного изучения гуманитарных дисциплин, я пришла к решению обратить внимание учащихся на эстетическую сторону математики, на ту особенность, которая при этом воспитании значит не менее, чем постоянно и всеми подчеркиваемая её практическая польза.

Для математически-творческих умов, для их развития, кроме самой математики ничего не нужно. Для них всю прелесть "царицы наук" составляют нерешенные задачи. Иное дело для подавляющего большинства учащихся с обычными математическими способностями, которые не ощущают в себе призвания к математике или не отдают предпочтения ей перед другими предметами по причине повышенного интереса и усиленных занятий гуманитарными предметами, искусством или спортом.

У таких ребят познавательные интересы имеются. И мой опыт показывает, что в тех случаях, когда они лежат в таких областях, как техника, природа, искусство, литература, эти интересы, за редким исключением, удается перенести на математику, или скорее включить математику в сферу их интересов. Важно использовать для этого каждую возможность, привлекая внимание учащихся к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить их к математике

Это различные примеры красоты из области техники, искусства и природы, к которым математика имеет то или иное отношение, это те лучшие места художественной литературы, где известные художники слова отдают дань внимания и уважения нашей науке, это многое интересное и красивое в самой математике.

Речь идет об эстетике формулы, красоте доказательства, о приемах, способах решения задач, которые завораживают, заставляют снова и снова мысленно возвращаться к ним, воспитывая и развивая интерес к математике. Формируя таким образом идею красоты как явления общего для многих областей знаний, вместе с идеей о математическом характере законов красоты, стараюсь сблизить интерес к математике с интересами к другим областям науки и искусства.

2. Формирование образовательного заказа, инициативы, место включения.

Источниками эстетического воздействия математики являются ее собственные особенности: абстрактность, венчающая математику эстетическим эффектом простоты и доходчивости, дедуктивный характер и как часть его - логика, непреложность выводов, единство частей, совершенство языка, обаяние истории и, конечно, полезность.

№№ п/п Вид эстетического воздействия Ключевые слова приема воздействия Место возможного применения
  Абстрактность Общая основа деталей прироста и доходчивость изложения. Доказательство научных фактов.
  Дедуктивный метод Логика Построение суждений высказываний.
  Непреложность выводов Дисциплина спора, умозаключений. Оппонирование, научный диспут.
  Единство частей Аналогии, модели, изоморфизм. Поиск способов решения задач.
  Совершенство языка. Краткость быстрота передачи знаков для информации. Красота формул.
  Обаяние истории История математики - часть человеческой культуры. Учебные проекты.
  Эстетика математики в технике. Цвет, пропорции. Изготовление моделей.
  Математические основы законов красоты в искусстве. Гармония. Учебные проекты.
  Эстетика природы и математика. Симметрия, асимметрия, периодичность. Лабораторные, исследовательские работы.
  Эстетика геометрических форм. Изящество, красота форм, "радость формы" Конкурсы геометров.
  Красота задачи. Интерес, важность, элегантность, смекалка.  

Участие в конкурсах, олимпиадах.

  Искусство устного счета. Экология времени, "воздушность счета". Изучение различных приемов, устного счета, соревнования, полезность ежедневного применения.
  Полезность математики. Приложения математики. Экологическая направленность, теория вероятности, статистика.
  Компьютерная эстетика. Межпредметная связь. Учебные проекты.

3. Сопровождение реализации заказа, инициативы;

Примерные темы тьютерскаих программ для учащихся средней школы с учетом эстетического воздействие математики как фактора формирования интереса и творческих способностей учащихся.

Для учащихся 5-11 классов по теме:

5-6 классы

Симметрия любимого цветка.

Художественное совершенство и математическое содержание рассказов А.П. Чехова "Каникулярные работы институтки Наденьки N ", "Накануне поста", "Репетитор".

Красота устного счета. Новелла Т. Манна "Марио и фокусник"

7-8 классы

Математика в сказках Л.Кэрролла "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье".

Литературные произведения математика С.В. Ковалевской.

Четверостишия (рубаи) Омара Хайяма и его теория параллельных линий.

Построение логической последовательности в рассказов американского писателя Эдгара Алена По.

Великая теорема Пифагора.

9-11 классы

"Природа стремится к спирали". (Гете)

Неудачная попытка В. Хлебникова математически объяснить историю. ("Время - мера мира").

Как понимал красоту математики в XVIII в. Шотландский философ Френсис Хатчести "О красоте, порядке, гармонии, целесообразности. Красота теорем".

Математическая основа творчества М. Эйшера "Невозможное- возможно".

4. Организация условий для применения полученных знаний, умений, навыков в реальной практике.

Включение в систему тьютерства применения различных видов эстетического воздействия математики расширяет возможность построения педагогического пространства, формирующего интерес к предмету и развивающего творческие способности учащихся, позволяет им проявлять свои личностные качества, формирует умение работать в системе учебно-исследовательского, проектного обучения, помогает нивелировать трудность изучения предмета, провоцирующую естественное угасание интереса.

Современные педагогические методики: ЛОО, проектный метод, идеи опережающего обучения, тьютерство позволяют сделать реальным возможность построения индивидуальной образовательной программы, предполагающей, вместе с тем, кураторство учащихся, как в учебное так и в каникулярное время, моральное наставничество в самом широком смысле слова, осуществление сопровождения их действий, организация условий для применения полученных знаний.

Литература:

  1. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Адамар Ж..,- М. 1970.
  2. Математическая культура и эстетика. Болтянский Г.В. Журнал "Математика в школе" №2 1982
  3. Творцы математики. Белл Э. Т.- М. 1979.
  4. Что такое математика? Курант Р., Робинс Г.- М., 1967.
  5. Эстетика урока математики. Зенкевич А.Г. -М. 1979.