Методическая разработка проведения творческой встречи "Мое здоровье — здоровье нации"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: повышение уровня информативности подростков по проблемам, связанных со здоровьем человека.

Задачи:

  • выяснить исходный уровень знаний подростков по проблемам связанных с сохранением здоровья человека;
  • показать факторы отрицательно и положительно влияющие на здоровье;
  • расширить знания обучающихся по проблемам ВИЧ инфекции, наркомании, табакокурении, алкоголизма;
  • формирование умения выбора между «можно»  и «нельзя».

1. Мозговой штурм

– Что такое здоровье, от чего оно зависит и что может повлиять на  ваше здоровье?

– Объясните, почему мы определили, что именно эти факторы влияют на здоровье человека.

2. Рассмотрим несколько факторов, влияющих на наше здоровье более подробно

а) Питание

– Перечислите, что Вы обычно употребляете в пищу и пьете  в течении дня.
(бутерброды, сосиски, газировка, продукты быстрого приготовления, полуфабрикаты)
Я предлагаю Вам посмотреть отрывок документального фильма «Осторожно еда» 15 мин.
Обсуждение.
И так, какие же выводы мы можем сделать?
– Питаться нужно в определенном режиме, употреблять в пищу натуральные продукты  овощи, фрукты, каши, супы и как можно меньше полуфабрикатов, бутербродов, фас футов.
– Употребление газированных напитков может значительно снизить уровень Вашего здоровья.
– Внимательно изучать упаковку в магазине перед покупкой продуктов, обращать внимание на срок годности и состав.

б) Влияние вредных привычек на здоровье человека

Курение

Упражнение «Любопытство, воля, разум»
Инструкция. Сейчас мы разделимся на три группы. 1-я группа – любопытство, 2-я – воля, 3-я – разум. «Воля» встает в центр и образует круг таким образом, чтобы все участники стояли лицом вовне, изображающие «разум» справа сидят в линию, «любопытство» – слева, также в линию. Задача «воли» – выслушать внимательно все аргументы, которые приводят «любопытство» и «разум», и в конце принять решение: пробовать начать курить или нет. Любопытство пытается склонить  волю на свою сторону : «попробуй закурить», разум – на свою: «не пробуй ни в коем случае». (На это дается 10 минут)
«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение – переходит на чью либо сторону.
– Почему «ВОЛЯ» приняла такое решение, чем руководствовалось?
– Кто был более убедительным: «РАЗУМ» или «ЛЮБОПЫТСТВО»?
– На что опиралось «ЛЮБОПЫТСТВО», когда выдвигало свои аргументы?
– Какие контраргументы предлагал искать «РАЗУМ»? Трудно ли было их искать и приводить?
ПРИМЕЧАНИЕ: педагогу необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети выслушивали все аргументы и говорили, не перебивая друг друга.

Алкогольная и наркотическая зависимость

Упражнение «Алкогольная  и наркотическая зависимость»
Зачитываются предложения под диктовку, во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция;  если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце дается немного времени для того, что бы все завершить:
– Когда я вижу пьяного, я чувствую…
– Алкоголик или наркоман – это …
– Человек с алкогольными проблемами – это…
– Общаясь с алкоголиками или наркоманами, мне труднее всего бывает…
– Когда я наблюдаю поведение алкоголика или наркомана, я понимаю, что…
– Главным признаком алкогольной или наркотической зависимости, как мне кажется, является…
Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 минут). Затем группа делится на пары и участники поочередно зачитывают друг другу их варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

Упражнение «Сюрприз»

Ведущий кладет в непрозрачную коробку морковку. Участникам говорится, что то, что там лежит «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя причин. Коробочку клвдут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.
Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке – это «плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.
После этого по кругу ведущий спрашивает у участников, что они чувствовали, когда коробочка стояла в центре комнаты, ведущие «рекламировали товар», а часть участников заглядывала в коробочку, проявляя любопытство.
После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины начала употребления наркотиков.
Итак, давайте обобщим, как употребление никотина, алкоголя и наркотиков сказывается на здоровье человека?

Беспорядочные половые связи

– Чем же опасны беспорядочные половые связи? (заражение ВИЧ и СПИД)

– Я хочу обсудить с Вами следующие вопросы:

1. Что такое ВИЧ и СПИД?
2. Почему так много говорят об этой теме?
3. Как передается ВИЧ инфекция?
4. В каких жидкостях организма содержится достаточное для заражения количество вируса?
5. Какие периоды заражения ВИЧ?
6. Каким образом передается ВИЧ инфекция?
7. Как избежать инфицирования ВИЧ?

Ежедневно в России выявляется  2000 граждан, являющимися носителями данного вируса. Первая стадия – скрытая. Человек может не знать об инфекции даже на протяжении нескольких лет. Последняя стадия полное «разваливание организма».
ВИЧ – это вирус, передающийся половым путем, который ослабевает иммунную систему.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита, вызван инфекцией ВИЧ. СПИД – это последняя стадия  развития заболевания.
Жидкости организма человека, через которые может передаваться ВИЧ: кровь, сперма, материнское молоко.
Первые симптомы СПИДа могут проявиться через 2 месяца или не проявятся в течении 7 лет.

Упражнение «Жизнь с болезнью»

Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ, СПИД; изменение взглядов на проблему ВИЧ – инфицированных/

Материал: небольшие листы бумаги, ручки всем участникам.

Каждому участнику выдать по 9 листов бумаги (размером 3 на 3) и попросить написать: на 3 листочках – название любимых блюд, на 3 любимые занятия, на 3 – имена близких, любимых людей.
Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому занятию, блюду и любимому человеку. Далее болезнь требует новых жертв, и участники отдают еще три листочка. После этого ведущий проходит и сам забирает, не глядя, листочки у каждого участника (1-3 на выбор). Все что осталось у участников – это возможные варианты того, что болезнь может  сделать с жизнью человека.
Обсуждение упражнения: Как Вы себя чувствовали во время игры?
– Какие чувства Вы испытывали, когда болезнь забирала жертву?
– Как сейчас себя чувствуете?
После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации.

3. Подведение итогов

– Как Вы считаете, выражение «Мое здоровье – здоровье нации» относится к Вам?
– Объясните, что оно обозначает?

Упражнение «Мой выбор»

Сейчас каждый из Вас подойдет к ватману  и маркером напишет, то, что на его взгляд положительно влияет на его здоровье.