Серия материалов психологического сопровождения педагогов "Моя Вселенная"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Цель наших занятий: Дать педагогу (человеку) знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.

Социально-психологический тренинг I

“Про нас любимых!”

Задачи:

  1. Обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях, сократив дистанцию в общении;
  2. Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Необходимый материал: листы бумаги и ручка по количеству участников; музыкальное сопровождение; табличка “перекупщик”;

Ход занятия

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я поздравляю вас с началом учебного года.

Хотелось бы услышать ваши ожидания, планы на этот учебный год, какое у вас настроение?

Ответы участников

Я с вами соглашусь, что работа педагога сложная и ответственная, требующая постоянного терпения. Все свое внимание, любовь мы отдаем детям, забывая порой про себя. Поэтому тема нашей встречи так и называется “Про нас любимых”.

Любая деятельность подчиняется определенным законам. Работа группы имеет свою динамику и правила. Их необходимо знать и следовать им в течение всей (всех) нашей (наших) встреч.

Правила

Вы готовы работать, быть активными участниками всего происходящего? …

Упражнение “20 секунд”

Сейчас вы начнете спонтанное движение (под музыку) по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в кратчайшие сроки – в течение 20с.

Скажем, я попрошу вас распределиться на группы по цвету волос (сопровождается показом). Значит, пока я досчитаю до двадцати, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе “черных”: у него есть дополнительный цвет. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому мы разные, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.

Надеюсь, что задание понятно! Мы начинаем.

Распределитесь на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три… двадцать. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит почему? Потому что счастливые часов не наблюдают…!

Продолжаем ходьбу! Распределитесь:

по цвету глаз; по любимому занятию в свободное время; по наличию категории; по количеству буквы “а” в полном имени; по количеству детей в вашей семье; по крепости напитка; по объекту любви; те, кто работает в детском саду; по настроению, которое вы сейчас испытываете.

После каждого задания задаем образовавшимся группам вопрос: “по какому признаку вы объединились?” или “Что общего между вами?”

Обсуждение: Что понравилось в игре, что огорчило? Как чувствовали себя, когда остались без группы, в “гордом одиночестве”, т.е. оно было “гордым” или каким-то абсолютно иным? Попытайтесь вспомнить, кто был в вашей подгруппе, когда вы объединялись. Назовите тех, кого запомнили.

Ответы участников

Итог: данное упражнение еще раз подтверждает, что все мы разные и потому что мы разные, мир так разнообразен и интересен.

Упражнение “Восточный базар”

Помните ли вы фильмы или передачи, где показывали восточный рынок?

Какие ассоциации возникают при упоминании такого словосочетания “восточный рынок”? (крики, запах еды и пряностей, буйство красок, бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже).

Замечательно! Так вот, через пару минут именно такой рынок мы с вами и устроим.

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки складываем на этот стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешать горку записок.

Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к куче записок и вытягивайте 8 штук.

Теперь у Вас нет Вашего имени.

Ваше имя выражено в определенном эквиваленте (не денежном). В каком именно – решать вам. Т.е в течение следующих 5-7 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Просто так именами не торгуются – торг не происходит. Если правило будет нарушено, то “имя” изымается “перекупщиком”. Я буду назначать за это свою цену.

Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками и будут считаться победителями. Я как “перекупщик” готова продать вам ваше имя (собираем лишние имена).

Идет торг

Обсуждение: Легко ли было получить свое имя назад? Что вам понравилось, что нет в упражнении? Какие чувства вы испытываете? Свои имена вернули все? Хочется ли вам вернуть ваше “имя” полностью?

Итог: Имя человека – это то, чем он владеет полностью, он, и никто другой. Имя – самый сладкий, самый приятный, самый значимый, самый важный для человека звук на каком бы языке он не звучал.

Упражнение “Пять слов о тебе”

Для выполнения следующего упражнения нам необходимо объединиться в подгруппы по 6 человек.

Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги, чтобы получилась ваша нарисованная ладошка. Напишите на ладошке свое имя. Потом передайте листок соседу справа, а сами получите рисунок ладошки соседа слева. На одном из “Пальчиков” полученного рисунка напишите, пожалуйста, какое-нибудь привлекательное качество этого человека или пожелание. Например: “Ты чуткий и отзывчивый”, “Ты наше солнышко” или “Желаю тебе побыстрее влюбиться и быть любимым человеком!”. Так дальше нарисованные ладошки передаются по кругу, и каждый пишет свое пожелание, пока ладошка не вернется к ее владельцу.

Итог: эти пожелания вы оставляете себе. Они несут искренность и доброту. Я желаю вам, чтоб они обязательно исполнились.

Закончить нашу встречу я предлагаю следующим упражнением.

Упражнение “Хочу-могу-надо”

Участники делятся на пары (встают в круг), где один говорит, другой слушает (по очереди). Говорящему предлагается продолжить предложение одной фразой, меняя только глаголы: я должен…, я могу…, я хочу…

Затем в роли говорящего выступает следующий.

Обсуждение: что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Оправдались ли ваши ожидания?

Спасибо за работу!

Правила

1. “Здесь и теперь”.

Ваши чувства, переживания и мысли, появляющиеся в данный конкретный момент. Запрещаются проекции в прошлое и будущее.

2.“Искренность и открытость”.

Самое главное не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными и искренними вы будете, тем более успешной будет работа группы в целом. Говорим правду или молчим.

3. “Принцип Я”.

Высказывание собственных чувств и переживаний: “Я чувствую...”, “Мне кажется...”. Запрещается использовать рассуждения типа: “Мы считаем,..”, “У нас другое мнение...” и т.п.

4. “Активность”.

Активное участие всех в тренинге является обязательным условием.

5. “Конфиденциальность”.

Всё, о чём говорится в группе, должно оставаться внутри группы.

Социально-психологический тренинг II

“Сегодня самый счастливый день в моей жизни”

Целесообразно проводить не менее чем через 2 месяца после первой встречи. Это позволит педагогам “переварить” ранее полученную информацию, а также, “заскучать” по активной форме работы.

Задачи:

  1. Тренировка способности к самораскрытию;
  2. Первый шаг к изменению своей жизни в лучшую сторону на основе позитивной психологии;
  3. Снятие нервного напряжения.

Необходимый материал: клубок ниток, музыкальная запись, флайеры, ручки, листы с готовым текстом на каждого участника (2), краски, кисточки, емкость для воды, листы бумаги.

Правила.

Ход занятия

Игра “Молекула”

Участники свободно передвигаются по комнате. По команде ведущего участники объединяются в молекулы. Например: (хлопок в ладоши, свисток) “объединяемся по двое, пятеро, и … ”. Итоговая цифра объявляется в зависимости от количества участников.

Игра-активатор “Связующая нить”

Передавая клубок по кругу, участники группы называют свое имя и ту информацию, которой бы они хотели поделиться с присутствующими. Задача принимающего клубок, запомнить сказанное соседом, и воспроизвести при сматывании (возвращении) клубка.

Обсуждение: сложно ли было выполнять данное упражнение? Что вызвало затруднение? Легко воспроизвели информацию соседа?

Итог: наше мнение о человеке всегда субъективно. Порой, получая новую информацию о ком-либо, нам сложно ее принять и соотнести с нашими представлениями о нем. Именно поэтому были допущены ошибки при воспроизведении “соседской” информации.

Как вариант при отсутствии ошибок: поздравляю, вы смогли отойти от субъективного восприятия друг друга и услышать то, что говорит сосед.

Основная часть:

Упражнение “Счастье”

Счастье – это не то, что будет у меня, когда у меня будет…. И не то, что было когда-то, когда все у меня было хорошо.

Радость и счастье – они есть сегодня, сейчас, в том месте, где вы находитесь. Счастье – это состояние души. Ваша задача сделать себя счастливым. Давайте будем этому учиться.

Вам нужно вспомнить 5 счастливых моментов за сегодняшний день: больших и маленьких, смешных и серьезных, бурных и тихих. Не имеет значения чему именно вы радовались, и не важно, есть ли для этого общепринятый повод.

Если 5 раз обрадоваться не получилось – это не повод расстраиваться. Это задание на всю оставшуюся жизнь.

Раздаются листы с текстом

Упражнение “Дерево радости” (облачко счастья, ромашка)

Выберите из вашего списка одну радость, которой бы хотели вы поделиться с другими и запишите ее на флайер.

Раздаются звездочки, снежинки, лепестки и др.

Записанная радость прикрепляется к …. (дерево, облако, магнитная доска).

Обсуждение: легко ли было вспомнить радостные моменты? Что вызвало затруднения? Хочется ли сейчас что-то добавить или изменить? Сложно ли было озвучить свою радость?

Итог: не откладывайте радость на завтра! Научитесь радоваться каждому новому дню, радуйтесь большому и малому, важному и пустяковому. Ведь это только наша идея, что радоваться надо только значительным идеям.

Просыпаясь и открывая глаза, порадуйтесь, ведь этого могло и не быть. А у вас это есть, у вас впереди новый день и в нем будет много хорошего. Научитесь радоваться своим рукам, ногам, глазам, погоде (любой), близкому человеку (как хорошо, что он у вас есть!) Научитесь радоваться тому, чего у вас нет. Это будет высший пилотаж!

Упражнение “Рисунок”

Упражнение поможет вернуться в активное состояние и “заразить” друг друга хорошим настроением.

Каждый сидящий в кругу получает лист бумаги и краски.

Начните рисовать на листе бумаги что-то такое, что отражало бы ваше настроение сейчас;

Передайте рисунок соседу слева;

Посмотрите, прочувствуйте, какое настроение присутствует в рисунке, и добавьте к этому рисунку что-то свое; изменяя рисунок, старайтесь улучшить настроение того, кому этот рисунок принадлежит; добавьте заряд бодрости и оптимизма;

Рисуя, не концентрируйте внимание на себе, любимом, а помните о другом, о том, чей это рисунок;

Передайте рисунок соседу слева и так до тех пор, пока ваш рисунок к вам не вернется.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями от полученных рисунков.

Итог: Вы получили рисунок с позитивным образом-пожеланием.

В заключении я открою вам волшебную аффирмацию. Да, да, я не ошиблась. Она действительно волшебная. То, что она делает можно назвать только чудом. Повесьте ее у себя в комнате, приклейте в машине или на работе, носите в портфеле или любом другом месте.

“Сегодня – самый счастливый день моей жизни!”

Счастье – это не то, что будет у меня, когда у меня будет…. И не то, что было когда-то, когда все у меня было хорошо. Радость и счастье – они есть сегодня, сейчас, в том месте, где вы находитесь. Счастье – это состояние души. Ваша задача сделать себя счастливым. Давайте будем этому учиться. Вам нужно вспомнить 5 счастливых моментов за сегодняшний день: больших и маленьких, смешных и серьезных, бурных и тихих. Не имеет значения чему именно вы радовались, и не важно, есть ли для этого общепринятый повод. Если 5 раз обрадоваться не получилось – это не повод расстраиваться. Это задание на всю оставшуюся жизнь.

1. ________________________________________

2. ________________________________________

3. ________________________________________

4. ________________________________________

5.________________________________________

Социально-психологический тренинг III

“Мир, в котором я живу…”

Задачи:

  1. Стимулировать развитие чувства уверенности в себе, повышать самооценку участников;
  2. Продолжать совершенствовать навыки самопознания.

Необходимый материал: мяч, листы бумаги форматом А 4 (+ заголовки солнца), ручки, музыка, кристалл (амулет) для “Знакомства”.

Правила.

Ход занятия

Знакомство. Каждый участник, передавая кристалл, представляется по имени (без отчества) и говорит о своих ожиданиях от сегодняшней встречи.

Активатор “Холодильник”.

Цель: тренировка быстрого и уверенного реагирования на нестандартную ситуацию.

Инструкция: сейчас, мы с вами, по очереди будем бросать мяч по кругу, сообщая адресату (тому, кому вы бросаете мяч), в какое виртуальное путешествие вы его отправляете. Например, в холодильник, на пальму, на диван, в Древнюю Грецию и т.д. Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места не должны повторятся.

Упражнение “Моя Вселенная”.

Цель: научить решать свои жизненные проблемы, показать важность ценностей.

Инструкция: в центре листа (формата А4) нарисуйте солнце (круг) и в нем напишите букву “Я”. От центра солнца прочертите линии – лучи солнца (18-20 линий). Над каждым лучом вы будете писать вопрос, а под лучом ответ:

– Какие книги я люблю читать?

– О чем я мечтаю?

– О чем мне приятно вспоминать?

– О чем мне неприятно вспоминать?

– Какой у меня характер?

– Какое настроение у меня бывает чаще всего?

– Что я умею делать лучше всего?

– Чем я люблю заниматься больше?

– Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?

– Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?

– Понимаю ли я юмор, шутки?

– Как я отношусь к себе?

Обсуждение: (не менее 5 человек). Нравится ли Вам ваша звездная карта? Получилось ли заполнить все лучи? Появилось ли желание дополнить или исправить ответы?

Вывод: Посмотрите на ваше солнце. У вас получился некий образ внутреннего мира. “Звездная карта” каждого показывает, сколько у Вас возможностей, насколько Вы уникальны. Обозначенные качества помогли Вам стать тем, кем Вы являетесь. Они в дальнейшем помогут Вам достигать успеха в жизни. Если кто-то сомневается в заявленных им самим же качествах, они могут мешать достигать цели (успеха) – это не страшно. Очень хорошо, что Вы это осознали. Это уже достижение. Вас можно поздравить, у Вас начался процесс совершенствования.

“Ты совершенен:

Каждый твой порок точно определен,

Каждый твой недостаток на нужном месте,

Каждый твой безумный поступок совершен в нужное время.

Только Создатель мог сделать так,

Что эта несуразица

Функционирует”. Рам Цзы.

Интересное существо – человек; вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным, он часто недоволен жизнью. То, что есть, считает само собой разумеющимся, и грустит о том, чего пока у него нет.

Упражнение “Письмо себе любимому” (10-15 минут).

Цель: упражнение помогает человеку обратить внимание на самого себя, осознать свою любовь.

Не любя самого себя, нельзя свободно жить. Напишите письмо, себе любимому. Мы не предлагаем подсказок по поводу того, как лучше написать это письмо. Напишите свое письмо, ни на кого не оглядываясь и не сравнивая себя с другими. Если Вы затрудняетесь а написании такого письма, предлагаем несколько поводов:

– Можете поблагодарить свою жизнь;

– Порадоваться происходящим событиям и людям, ожиданиями будущего.

Обсуждение: С какими чувствами вы делали это задание? Легко ли вам было?

Упражнение “Дождь в джунглях”.

Участники стоят по кругу лицом к спине соседа. Ведущий находится за кругом. Участники медленно движутся по кругу, выполняя заданные ведущим действия.

– Поглаживания: по голове, спине, рукам, ногам.

Комментарии: Мы много работали, устали, пожалеем, полюбим друг друга. Каждая часть тела хочет, чтобы заметили ее.

– “Пальцевый дождь”.

Комментарии: Постучите всеми пальцами рук по спине соседа. Ощутите, почувствуйте прикосновение каждого пальца и тот, кто стучит, и тот кто получает прикосновение.

– Пощипывания.

Комментарии: Увеличим приток крови, активируем общий тонус, делаем пощипывания.

– Постукивание кулаками. Сначала медленно, затем увеличивая амплитуду и частоту удара.

– Закончим упражнения мягкими поглаживаниями.

Обсуждение: Как вы себя чувствуете после такого массажа?

Это упражнение – определенная жизненная метафора. Когда светит солнце, когда жизнь нас гладит, мы наслаждаемся ею и двигаться куда-то совсем не хочется. Но как только внешние обстоятельства начинают бить, колотить, щипать, то ритм жизни ускоряется. Мы ищем возможность вернуться в состояние покоя. Бывает ненастье и бывает штиль. Это нормальное состояние жизни. Необходимо принимать жизнь: и черное, и белое, и солнечную погоду, и ненастье. И важно действовать, работать на какой бы жизненной полосе вы не находились. Работать надо над собой (душевная работа), ручной труд (его ни кто не отменял) и с тем, кто рядом с тобой.

Вывод по тренингу.

Жизнь многообразна в своих формах и проявлениях. Вы – одно из этих проявлений, потому что имеете большой запас удивительных качеств и свойств. Вы совершенны, Вы любимы, прежде всего самим собой. Вы умеете жить. Сегодня Вы убедились в этом. Чаще обращайтесь к самому себе, стройте сами свою жизнь. Ведь не даром один мудрец рассказал такую притчу:

Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.

– Что еще тебе слепить? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…

Выдержать паузу.

Обсуждение: Какие чувства вы сейчас испытываете? Каково ваше настроение? Что вам запомнилось (понравилось) из сегодняшнего занятия?

Спасибо Вам за работу.

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – М.: Издательство “Ось-89”, 2001. – 224 с.
  2. Еремеева Н. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов.– СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 128с.
  3. Свияш А., Свияш Ю. Улыбнись, пока не поздно!: позитивная психология для повседневной жизни. – М.: Астрель, 2007. – 350, [18] с.: ил.
  4. “Школьный психолог” 2003-2009 года.
  5. Л.И.Сорокина Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ. “Ребенок в детском саду ” № 1\2008 – с.77.

Презентация