Вариативный курс "Литературное слушание"

Разделы: Начальная школа


“Кто много читает, тот много знает”.

Цель урока литературного слушания - обеспечить целенаправленное руководство процессом познания мира литературы, обогащения читательского опыта, развития читательского интереса, эстетического вкуса учащихся.

Задачи урока:

1. Формирование необходимых читательских качеств и умений.

  • умение воссоздать в воображении художественные картины, изображённые писателем с помощью слова;
  • умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины;
  • умение воспринимать и интерпретировать образ-персонаж, на основе чего в дальнейшем школьник учится умению видеть особенности характера, мотивы поведения персонажа.

2. Развитие интереса у ребёнка к художественной литературе.

3. Овладение азами литературного образования.

Вступительное слово.

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня мы вас знакомим с одним из вариативных курсов – литературное слушание. И эту презентацию мы проведём под девизом “Кто много читает, тот много знает”.

Ученый кот.

Здравствуйте, я Кот Ученый.
Встречаю всех читателей,
Знаток я разных новостей
И книжек замечательных.
Ко мне вы в гости все пришли,
И это так чудесно!
Ведь книжки добрые читать
Не только интересно,
Но и полезно! Станет тот
Умнее всех на свете,
Лишь кто внимательно прочтет
Со мной все книги эти.

Песня на мотив “Песенка Мамонтёнка”.

1. Я книгу читаю – она друг надежный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу.
Ответы найти я хочу.
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!

2. Ее не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребенок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука
Нам вовсе нужны не для скуки!

Припев.

3. Страницы листаю совсем осторожно –
Любые ответы найти в книге можно!
Смысл книги понять мне не сложно.
Смысл книги понять мне не сложно.

Припев.

Учитель.

Не зря говорят, что книга – это источник знаний, открывающий нам дорогу в жизнь. Чтение с ранних лет позволяет нам быстрее познать реальность, делать первые открытия и шаги в большой мир.

В раннем детстве мы любили мудрые сказки, благодаря которым мы через всю свою жизнь проносим веру в то, что добро сильнее зла, веру во все хорошее, веру, которая открывает книга. Книги – источник постоянного обогащения нашего внутреннего мира. Это пища для размышления.

Дени Дидро – французский ученый говорил: “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.

Сегодня мы попробуем убедиться в том, насколько важно читать книги.

Загадка о книге.

Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает,
Тот, много знает. Что это?

Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки, да закорючки. Глаза наши смотрят на эти таинственные знаки, и вдруг книга начинает с нами говорить.

Книга поможет
Узнать обо всем:
Про одежду и дом,
Про собаку и кошку,

Про всех понемножку.
В веселых стихах,
О разных часах,
О числах и счете

Тоже прочтете.
О мудрости древней,
Про лето в деревне,
Веселые стихотворения

Про изобретения,
Про случаи в школе
И про путешествия в море.
Всего и не счесть.
Не лучше ль прочесть?

ПОКАЗ ВЫСТАВКИ КНИГ.

О животных

О природе

О истории

О веселых стихах

Энциклопедии

Много веков прошло, прежде чем книга приобрела привычный для нас вид. Чтобы родилась книга, нужен труд лесорубов, писателей, художников, редакторов, печатников. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой и интересной.

- Посмотрите на эти две книги.

Показ двух книг (иллюстрированной и без иллюстраций).

- Какую из этих книг вы возьмете почитать? Конечно, вы выбрали книгу с картинками, т.к. она красиво оформлена.

Чтобы книга была интересная, чтобы вам хотелось дочитать ее до конца, чтобы вы не только читали о жизни героев, но и видели этих героев перед собой, для этого над книгой трудятся еще и художники.

О создании своих книг.

Бережно относитесь к книгам. Всегда помните о том, какой огромный путь она должна пройти до нас, и сколько людей вложили в нее свой труд.

Интересные факты

  • Самая большая книга на свете находится в одном из голландских музеев Амстердама. Эта книга называется “Сборник морских правил”. Высота книги больше роста среднего человека. Ширина 1 метр, толщина около полуметра.
  • Самой тяжелой книгой считается географический атлас, хранящийся в Британском музее, в Лондоне. Адрес имеет высоту более одного метра и весит 320 кг.
  • Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке. Среди них: миниатюрное издание Корана; словарь английского языка на 12 тысяч слов, и др. издания.

Ведущая.

Не только поэты, но и простые люди отдавали предпочтение “лучшим советчикам” жизни – книгам. Народ сложил много пословиц и поговорок о книгах.

  1. Конкурс “Пословица молвится”.
  • Объяснить смысл пословицы:

- книга – твой друг, береги ее.

- не на пользу читать, коли вершки хватать.

  • Собрать пословицу:

- не красна книга письмом

- будешь книги читать –

- хорошая книга –

- будешь все знать.

- а красна умом.

- лучший друг.

  1. А сейчас мы отправляемся по страницам детских книг.

Конкурс “По страницам детских книг”. (Кто ответит первым)

  • Многодетная мать, на детей которой произошло покушение. (Коза)
  • Весельчак, живущий на крыше. (Карлсон)
  • Веселый домовёнок. (Кузя)
  • Маленький поросенок с воздушным шариком. (Пятачок)
  • Имя блудного попугая. (Кеша)
  • Прозвище дяди Степа. (Каланча)
  • Самый умный коротышка Цветочного города. (Знайка)
  • На ком совершила Дюймовочка путешествие из норы крота в теплые края. (Ласточка)
  • Почтальон деревни Простоквашино. (Печкин)
  • Крыса старухи Шапокляк. (Лариска)
  1. Конкурс. Знаешь ли ты, из какого произведения эти герои.

1) Русская народная сказка “Теремок”

2) К.И. Чуковский “Муха-цокотуха”

3) К.И. Чуковский “Тараканище”

4) Русская народная сказка “Два веселых гуся”

5) Русская народная сказка “Маша и Медведь”

6) Русская народная сказка “По-щучьему велению”.

  1. Конкурс. Загадки.

1. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая.
Несет ее домой. (Маша и Медведь).

2. Кто-то за кого-то зацепился крепко:
- Ох, никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко,
Но еще помощники прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд. (Репка)

3. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался … (Колобок)

  1. Конкурс. Внимательный ли ты читатель.

Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы,
Облетая целый свет.
И повсюду все народы
Книги любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!

  1. Догадалась Аленушка, что это за козленок. Залилась горькими слезами, села под стожком и заплакала горько. А козленок вокруг нее по траве скачет… (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
  2. Сестра с братом добежали до молочной реки. Видят близко погоня, просят они речку: “Речка, матушка, спрячь нас”… (Гуси - лебеди).
  3. Слышим-слышим не матушкин голосок, наша матушка поет тоненьким голоском, не причитает… (Волк и семеро козлят).

Ведущая.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в ваших мыслях, чувствах и событиях, она научит вас уважать человека и самих себя, она учит добру, любви, мудрости.

Песня “Если с книгой дружишь ты”.

Песня на мотив “Если с другом вышел в путь”

1. Если с книгой дружишь ты,
Если с книгой дружишь ты –
Веселей живется.
А без книги ты пойми,
А без книги ты пойми,
Все трудней дается.

Припев:

Что мне зайка, что мне слон,
Что мне мишка заводной,
Ведь книга лучший спутник мой!

2. На уроках я всегда,
На уроках я всегда –
Отвечаю четко.
Книга верная моя
Книга верная моя,
Мне во всем подмога.

Припев.

3. И скажу я вам друзья.
И скажу я вам друзья,
С книгой вы дружите.
Книги – верные друзья!
Книги – верные друзья!
Книги вы любите!

Припев.

Я хочу вам подарить памятки читателя. Как обращаться с книгой, чтоб она как можно дольше радовала своих читателей.

См. презентацию.