Урок в форме деловой игры по теме "Япония". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цели:
  1. Знакомство с особенностями территории и ЭГП, природными условиями и природными ресурсами Японии.
  2. Изучить состав и структуру населения страны.
  3. Изучить географию промышленности, сельского хозяйства и транспорта страны.
  4. Продолжать формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительной литературой.
  5. Развивать интерес к предмету, стремление учащихся к расширению собственного кругозора.
  6. Продолжать формирование коммуникативной культуры, навыков работы в группах.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Деловая игра
Оборудование: Политическая карта мира, социально-экономическая карта Японии, атласы, учебники, карточки-задания, дополнительная литература, таблицы для заполнения, план характеристики страны.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.

Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.

Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.

Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.

Итак, ребята, как вы уже наверное догадались, тема нашего сегодняшнего урока Япония – удивительное государство, страна будущего, страна грядущих веков, новый научно-технический феномен. В сознании рядового человека представление о Японии и японцах носят явный оттенок восхищения. Ультрасовременная техника, экзотика, удивительные нравы, обычаи искусства, фантастическая работоспособность и производительность труда, высочайшее качество товаров, стойкость духа.

II. Постановка целей Вот это удивительное государство мы будем изучать сегодня на уроке. Урок у нас будет необычный – деловая игра. Мы с вами немного поиграем и в процессе игры рассмотрим следующие вопросы (план изучения темы на доске):

Особенности территории и ЭГП Японии.

Природные условия и ресурсы.
Население страны.
География промышленности.
Сельское хозяйство.
Транспорт.
Внешние экономические связи.

А игра наша заключается в следующем: сегодня вы будете специалистами из разных областей.

III. Формирование групп

Итак, какие же специалисты будут помогать нам изучать страну? Это “Географы”, которые будут изучать географическое положение, природные условия и ресурсы страны, “Социологи”, которые будут рассматривать состав и структуру населения, и “Экономисты”, рассматривающие отрасли хозяйства (назвать состав каждой группы, в состав группы “Экономисты” желательно включить сильных обучающихся). Каждая группа специалистов получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить группой. Для выполнения задания вам предоставлено 20 минут, по истечению этого времени мы заслушаем выступление каждой группы. По каким критериям будем судить? Правильность ответа, полнота, использование карты, сделанные выводы. В процессе выступления групп основное мы будем фиксировать в таблицу, которую я выдам каждому (приложение 1).

IV. Групповая работа над заданием (работа с источниками)  
V. Выступление учителя Древнее название страны – Ямато. Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй - “основа”. Отсюда и происходит наименование Японии как “страны восходящего солнца”. Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема на государственном гербе страны также символизирует восходящее солнце. Столица Японии – г. Токио, что означает “Восточная столица”.

Япония – конституционная монархия. До принятия Конституции 1947 года была абсолютной монархией. В настоящее время император страны Акихито – символ государства и единства нации. По государственному устройству Япония – унитарное государство, состоящее из 46 префектур и губерний.

VI. Выступление групп.
1 группа “Географы”
  1. Географическое положение
 
  1. Япония – сравнительно небольшая по площади страна. S = 372 тыс.км2. Расположена к востоку от азиатского континента между Японским морем и Тихим океаном. Япония – страна-архипелаг, расположена на четырех крупных (о. Хонсю, о. Кюсю, о. Сикоку, о. Хоккайдо.) и четырех тысячах мелких островов. Это целый островной мир! Япония очень богата побережьями. Длина береговой линии – 30 тыс. км.
  2. Оценка ЭГП
  3. Размещение на островах (возможность морского сообщения с другими регионами и развитие морского хозяйства).
  4. Нахождение в центре Азитско-тихоокеанского региона (открывает возможность для участия Японии в международном разделении труда).
 
  1. Природные условия и ресурсы
  Япония не обладает большим природно-ресурсным потенциалом. Ее экономика строится с учетом дефицита ресурсов.

Япония – типично горная страна. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. Гора Фудзияма – самая высокая точка (3776 м). Равнины Японии лежат в основном вдоль течения рек, узкие полосы – вдоль Тихоокеанского побережья.

Агроклиматические ресурсы характеризуются достаточным количеством тепла и влаги.

Влажный муссонный климат. Температура января на севере - 10°С, на юге + 17°С, температура летом + 23°С - + 25°С. Пояса: умеренно-холодный, умеренно-теплый, субтропический, тропический.

Реки

Только 6 рек превышают длину 200 км. Самая длинная река - Синано - 369 км.

Полезные ископаемые

Каменный уголь (бассейны: Исикари и Юбари на острове Хоккайдо), медная руда, полиметаллическая руда, марганцевая руда, сера.

Леса

Занимают 2/3 территории, промышленные запасы на острове Хоккайдо.

Рекреационные ресурсы

Горный рельеф, морские побережья, аквапарки.

Обобщение:  
2 группа “Социологи” 3. Население Японии
  Численность населения Японии – 127 миллионов.

Первое государство Азии, перешедшее к первому типу воспроизводства. Естественный прирост населения – 3 человека на тысячу жителей. Рождаемость – 10 человек на 1000, смертность – 7 человек на тысячу.

Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности. Высокая продолжительность жизни: женщины – 82 года, мужчины – 77 лет. 4000 человек перешагнули столетний возраст. В сочетании с низким уровнем рождаемости это приводит к “старению” нации.

Национальный состав однородный, 99 % - японцы.

Японский язык не входит ни в одну из языковых семей. В письменности используются и иероглифы, и слоговая азбука.

Две основные религии – синтоизм и буддизм.

Густонаселенная страна, средняя плотность населения – 340 человек на 1 км2, а максимальная в черте городов – 10000 человек на 1 км2. Население размещено неравномерно. Доля городского населения – 77 %. 650 городов, 200 из них – крупные. Активно протекает процесс формирования агломераций. Наиболее крупные из них - Кейхин, Хансин, Тюне, которые образуют мегаполис Токайдо.

Япония – это страна высокой культуры и сплошной грамотности.

Обобщение:  
3 группа “Экономисты” 4. Промышленность страны
 

Высокоразвитое индустриальное государство, по величине ВВП занимает 2 место в мире (3 млрд. долларов). Самый высокий доход на душу населения (30 тыс. долларов). Важная особенность промышленности – тесная связь с внешним рынком. Импорт топлива и сырья. Высокая экспортность продукции. Базовые отрасли:

1. Машиностроение.

2. Черная металлургия.

3. Химическая промышленность.

Доля черной металлургии и химической промышленности начинает сокращаться, так как возникли экологические проблемы. Снижение ввоза сырья. Наметился сдвиг в сторону наукоемких отраслей.

Топливно-энергетическую промышленность характеризуют развитием атомной энергетики, повышением доли угля в ТЭ. АЭС – 30 %, ГЭС – 60 % всей электроэнергии. Большая роль – нетрадиционные источники энергии и использование ГЭС.

Черная металлургия – отрасль международной специализации. Лидирует по выплавке стали. Уголь импортирует в Австралию, Канаду, США, железную руду – Австрию, Бразилию, Индию, Чили, Перу.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. По доле продукции машиностроения в экспорте Япония занимает первое место в мире (64%) Автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника, производство часов. По производству автомобилей, промышленных роботов и морских судов Япония занимает первое место в мире.

  5. Сельское хозяйство
 

Сельское хозяйство Японии отличается высокой интенсивностью. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Основной культурой является рис. Развито садоводство и огородничество. Развитие получили разведение крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство. Важной отраслью является рыболовство. По улову рыбы Япония занимает первое место. В стране более трех тысяч рыболовных портов. Интенсивное использование ресурсов моря привело к развитию марикультуры.

  6. Транспорт
 

Транспортная система отличается высоким уровнем развития. В Японии получили развитие практически все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По размерам перевозок Япония превосходит страны Западной Европы. Особенностью транспорта является высокий уровень его технической оснащенности: автоматизированная система управления транспортом, широкое применение находят монорельсовые скоростные железные дороги.

Обобщение:  
Слово учителя 7. Внешние экономические связи
 

Япония очень активно участвует в международном географическом разделении труда. Сохраняется первостепенное значение внешней торговли. Доля Японии в современном мировом импорте составляет около 1/10. К началу 90-х годов доля сырья и топлива в его структуре снизилась, но, тем не менее, и теперь превышает ?. Ведущее место в импорте Японии занимали и продолжают занимать минеральное топливо и сырье. С помощью импорта она удовлетворяет ? своих потребностей в продовольствии.

Доля Японии в мировой экономике превышает 1/10. По общим размерам экспорта Япония занимает 3 место в мире после США и ФРГ. На промышленные товары приходиться 98 %, на машины и оборудование – 75 %. Экспорт автомобилей – 5,7 млн., главным их рынком были и остаются США. Остальная часть экспорта направляется в Западную Европу.

Важная особенность японской внешней торговли – сальдо торгового баланса.

Особенности внешней торговли:

1. повышение роли в торговле развитых стран;

2. внешнеторговые интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе.

   
Итог урока.
Выставление оценок

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты. В удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни природных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот.

Вывод: Культурный, интеллектуальный, физический капитал науки играет особую роль в достижении экономических высот.