Нахождение площади криволинейной трапеции с использованием информационных технологий

Разделы: Математика, Информатика


Пояснительная записка

Для повышения эффективности преподавания и воспитания студентов необходимо осуществлять взаимосвязь между предметами. Она основана на межпред­метных связях, как между дисциплинами, так и внутри данной дисциплины, так как межпредметные связи предполагают взаимную согласованность учебных программ.

Если совершенствовать подходы к разработке технологии межпредметных связей, то необходимо осуществлять интеграцию предме­тов, использование этой технологии устраняет существующие в системе преподавания недостатки и дает возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов.

«Интеграция способствует взаимообогащению изучаемых предметов, расширению информативной ёмкости урока, она явля­ется высокой формой воплощения межпредметных связей на каче­ственно новой ступени».

Существуют различные виды интеграции. Для этого урока  выбрана межпредметная интеграция дисциплин математики и информатики.

Построение графиков функций  вызывает у студентов сложность, так как это трудоёмкий и требующий большой затраты времени процесс. Для эффективного усвоения данного материала и сокращения времени на техническую часть урока используются информационные технологии.

Учитывая выше сказанное, целесообразно использовать данное методическое пособие для студентов 2-го курса на этапе закрепления знаний по теме «Нахождение площади криволинейной трапеции с использованием информационных технологий».

Для этого урока необходимо, чтобы у студентов были сформированы следующие знания, умения и навыки по дисциплинам математика и информатика.

Математика

  1. Уметь составлять формулу для нахождения площади криволинейной трапеции в зависимости от ее вида.
  2. Уметь вычислять определенный интеграл.

Информатика

  1. Уметь строить графики нескольких функций в одной системе координат с помощью MS Excel.
  2. Уметь использовать возможности MS Paint, MS Word для оформления отчетной документации.
  3. Уметь выводить текст на печать.

Учитывая уровень подготовки студентов, данный урок может быть рассчитан на 1–2 часа.

Тема: «Нахождение площади криволинейной трапеции с использованием информационных технологий».

Цели:

Информатика

  1. Проверить умение строить графики нескольких функций в одной системе координат с помощью MS Excel.
  2. Проверить умение использовать возможности MS Paint, MS Word для оформления отчетной документации.

Математика

  1. Проверить умение составлять формулу для нахождения площади криволинейной трапеции в зависимости от ее вида.
  2. Проверить умение вычислять определенный интеграл.

Место проведения: компьютерная аудитория.

Время занятия: 60 мин.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: интегрированный.

Оборудование:

  1. Доска.
  2. Рабочая станция.
  3. Раздаточный материал. (Приложение 1, Приложение 2)

Этапы урока:

  1. Организационный;
  2. Актуализация знаний;
  3. Закрепление изученного материала;
  4. Подведение итогов.

Ход урока

Организационный этап

Цель: настроить студентов на рабочий лад.

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние аудитории, отмечает отсутствующих, сообщает тему занятия.

Этап актуализации знаний

Цель: совместно со студентами определить цель занятия, знания, умения и навыки, которые нужны в рамках данного урока, повторить формулы вычисления площадей фигур, ограниченных кривыми.

На доске написана тема, исходя из нее студенты совместно с преподавателями, выделяют цели занятия.

Подводя итоги обсуждения темы урока, студенты делают вывод, что с точки зрения математики их цели:

  1. Составить формулу для нахождения площади криволинейной трапеции в зависимости от ее вида.
  2. Вычислить определенный интеграл.

С точки зрения информатики:

  1. Построить графики нескольких функций в одной системе координат с помощью MS Excel.
  2. Использую возможности MS Paint, MS Word оформить отчет.
  3. Вывести отчет на печать.

После этого преподаватель математики обращает внимание студентов на доску, где изображены различные виды фигур ограниченных линиями и требуется написать для каждой фигуры формулу для вычисления ее площади с помощью определенного интеграла (см. рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

 Этап закрепление изученного материала

Цель: научить применять полученные знания, умения и навыки при решении конкретных задач.

После повторения формул студентам предлагается практическая работа и карточка с вариантом работы (см. Приложение 1, Приложение 2). Каждый студент работает самостоятельно, по предложенному алгоритму, в конце пары студенты должны создать документ соответствующий выданному образцу. Учитель выступает в роли консультанта.

Этап подведения итогов

Цель: подвести итоги занятия.

В конце пары преподаватели математики и информатики оценивают выполнение практической работы, все оценки выставляются в журнал.

На этом урок закончен до свидания.