Урок чтения. Русская народная сказка "Морозко". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать содеражние текста по вопросам; выделять главную мысль;
  2. Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения, сравнения;
  3. Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей;
  4. Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: хэ

  • Рисунки детей к стихотворению А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
  • Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
  • Маленький короб; мочало; береста.

Познавательные способности: 1–2 уровня.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Вступительная беседа.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Ознакомительное чтение.
  6. Словарная работа.
  7. Анализ содержания текста по вопросам.
  8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
  9. Выделение главной мысли.
  10. Итог урока.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Какие слова мы разбирали с вами вчера?

Вечор вчера вечером; нынче – сегодня.

Посмотрите на рисунки, как вы думаете, какой из них наиболее близко подходит к данному произведению?

3. Вступительная беседа.

А.С.Пушкин писал не только стихи. Он написал еще сказки. Вспомните, какие сказки он написал?

– “Сказка о рыбаке и рыбке”

– “Сказка о золотом петушке”

– “Сказка о царе Салтане…”

– “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

– “Сказка о попе и его работнике Балде”.

Это авторские сказки, т.е. их написал автор; в данном случае А.С.Пушкин.

Но есть такие сказки, где автор нам неизвестен. Это народные сказки. Вспомните, какие русские народные сказки мы читали с вами во 2 классе?

– “У страха глаза велики”.

– “Лиса и тетерев”.

– “Лиса и волк”.

-“Гуси – лебеди”.

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы читаем с вами русскую народную сказку “Морозко”.

5. Ознакомительное чтение.

Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова. Начало читает учитель, потом три ученика.

6. Словарная работа.

Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?

– Мачеха – не родная мать.

– Падчерица – не родная дочь.

– Затужил, заплакал – опечалился.

– Озноб – замерзла до дрожи.

– Окостенеть – замерзнуть до смерти.

– Сжалился – пожалел.

– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.

– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.

– Заголосила – громко закричала, заплакала.

Запомните эти слова.

7. Беседа по содержанию.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что запомнилось?

– Кого было жалко?

– А кого нет?

– Найдите в сказке слова как жилось падчерице и старухиной дочери.

– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.

– Почему Морозко сжалился над падчерицей?

8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.

Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?

Добрая Ленивая
Трудолюбивая Грубая
Вежливая Вредная
Ласковая Сварливая
Терпеливая Злая
Почему?  

Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?

И что она получила от Морозко?

А какая была старухина дочь? И что она получила?

9. Выделение главной мысли.

Как вы думаете, по заслугам они получили?

Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

10. Итог урока.

– Что мы сегодня делали?

– Что запомнилось?

– Какие новые слова мы с вами узнали?

11. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок).

Тема: “Морозко”. Русская народная сказка.

(Продолжение).

Цель: развитие умения читать целыми словами, по ролям, инсценировать сказку.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”; костюмы Морозко, падчерицы, старухиной дочки, старухи, собачки.

Познавательные способности: 1–2 уровня.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Повторение словарных слов.
  4. Чтение отрывков для инсценировки.
  5. Работа над инсценировкой.
    – выделение ключевых слов
    – чтение по ролям
    – восстановление текста по опоре
    – выявление характера каждого героя
    – пересказ по опоре каждым учеником
    – парная работа
    – подробная инсценировка
  6. Итог урока, оценки.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент.

Взаимопроверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

– С какой сказкой мы познакомились с вами вчера? (Русская народная сказка “Морозко”)

– Понравилась вам эта сказка?

– А чем?

– Какой вывод вы сделали, прочитав эту сказку?

– Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

3. Повторение словарных слов. Вспомните, о значении каких слов мы с вами говорили вчера:

Мачеха, падчерица, затужил, заплакал, озноб, окостенеть, сжалился, короб, рогожа, заголосила.

Вспомните, что обозначают эти слова? Объясните их смысл.

4. Чтение отрывка для инсценировки.

Сегодня мы с вами попробуем инсценировать эту сказку. Что значит инсценировать? То есть разыграть на сцене, показать как спектакль с распределением ролей. Давайте попробуем найти в сказке отрывки, где разговаривают несколько героев и которые можно инсценировать.

– Разговор Морозко и падчерицы.

– Разговор старухи и собачки (1).

– Разговор Морозко и старухиной дочери.

– Разговор старухи и собачки (2).

5. Расписывание последовательности диалога, работа над инсценировкой.

Какой отрывок вам понравился больше всего?

– Разговор падчерицы и Морозко.

а/ Выделение и запись ключевых слов.

Девочка: Морозко:
Озноб Потрескивает, пощелкивает
Дрожит Поскакивает
Морозушко Сильнее
Батюшка Девица – матушка
Чуть дух переводит  
Окостеневать  
Чуть-чуть языком шевелит Сжалился, отогрел, окутал
Голубчик  

б/ Чтение по ролям.

в/ Восстановление текста по опоре, запись первых букв слов и отдельных соединительных слов.

г/ Выяснение характера каждого героя и как надо говорить его слова.

д/ Пересказ по опоре каждым учеником на месте (можно пользоваться текстом).

е/ Пересказ по опоре и тексту в парах.

ж/ Подробная инсценировка без заглядывания в текст.

6. Итог урока.

Что сегодня делали на уроке?

Чему учились?

Что нового узнали?

Оценки.

7. Домашнее задание:

Инсценировка отрывка. Можно самостоятельно попробовать инсценировать другой отрывок.