Урок по теме "Сложение и вычитание отрицательных чисел". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока:

  • Повторить и систематизировать правила сложения и вычитания отрицательных чисел; закрепить навыки вычислительных действий с дробями, решения уравнений, нахождения расстояния между двумя точками.
  • Формировать познавательный интерес у учащихся к математике, а также к истории, географии и литературе, активизировать деятельность учащихся, развивать навыки работы в группе.

Тип урока: урок – игра.

Оборудование урока: конверты с заданиями, лист учета балов команд, лист учета знаний учащихся, картинки, карта древнего мира, классическая музыка.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Игра.
  4. Подведение итогов.

1.Организационный момент (3 мин).

Перед началом урока учитель делит класс из 25 человек на 5 команд. Выбирается капитан. Игру проводит учитель, помогают оценивать учеников учащиеся старших классов.

Инструкция учителю для проведения этапов игры (Приложение1)

2.Ход урока

Вступительное слово учителя: (5 мин. на весь текст).

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с Персеем, героем древнегреческих мифов, и для этого вам понадобятся знания по сложению и вычитанию отрицательных чисел, решению уравнений, нахождению расстояния между двумя точками.

Итак, начинаем.

Слово “математика” возникло в Древней Греции примерно в 5 веке до н.э. Происходит оно от слова “матема” – “учение”, “знания, полученные через размышления”. Понятие об отрицательном числе возникло при решении уравнений. Древнегреческий математик Диофант в 3 вене фактически уже пользовался правилом умножения отрицательных чисел. А всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине 19 века.

В Аргосе жил царь, которому предсказали, что он будет убит своим внуком. Испугавшись этого, он запер свою дочь Данаю в подземном доме. Но Громовержец Зевс молнией пробил камень и сделал своей женой. Вскоре у Данаи родился сын, она назвала его Персеем. Однажды отец Данаи, проходя над тайником, услышал детский крик. Царь спустился в жилище Данаи и увидел на руках у дочери прелестного мальчика. Страх напал на царя. Он приказал посадить Данаю с сыном в большой ящик и тайно бросить в море. Ветер долго носил ящик по морю и пригнал к острову Серифу. На берегу, рыбак ловил рыбу. Он закинул сеть в море и поймал вместо рыбы большой ящик. Сорвав с ящика крышку, он увидел красавицу с мальчиком. Услышал об этом царь острова Серифа Полидект и велел Персею с матерью явиться во дворец. Красота Данаи пленила Полидекта и он решил избавиться от Персея, отправив его за головой Медузы. Персей простился с матерью и отправился по свету – искать Медузу, о которой ничего не знал до тех пор. Во сне к нему явилась богиня мудрости Афина и открыла ему, что Медуза – одна из трех сестер Горгон, они живут на краю земли, в Стране Ночи. Афина дала Персею свой щит, гладкий и блестящий как зеркало, чтобы он мог закрыться от страшных глаз Медузы, а Гермес, посланец Зевса подарил свой меч, такой острый, что им можно было резать, как воск, железо и камень.

А мы напутствуем Персея фразой, которую сейчас разгадаем.

1 этап: “ Разминка” (На выполнение 7мин.)

Команда получает конверт с карточками, на которых задания для каждого ученика.

1 2 3 4   5   6 7 8 9 10 11 12 13 14 15   16 17 18 19 20 21
                                               

22

23 24 25 26 27 28   29   30 31 32 33 34 35  
                                .

Иоганн Генрих Песталоцци

Шифр:

а в г д е е и к л н о п р с т ч ы я
-34 -48 -1,2 71 27 -0,5 -6,4 -0,9 21 -4,2 -5 -27 -2,5 22 -56 25 -2,7 -19

Для этого вам предстоит вычислить:

16 . 19 - 24
6. -12 - 36
11. -36 + 57
18, -2,3 - 1,9
35. 15 - (-12)
28. -46 - (-12)
7. |-5,3 |+ 1,7-9,7
19. 33 - 38
29. -14 - 34
1. -24 + 46
8. 16 - (-9)
14. -1,3 - 5,1
22. -34 - (-7)
24. |-4,2| + 1,8 - 8,5
31. 28 - 33
20. -23 - 25
10.-17 + 39
12. 12 - (-15)
5. -1,7 - 4,7
15. -32 - (-13)
30. |-1,3| + 1,7 - 4,2
33. 46 - 51
34. -16 - 32
17. -18 + 40
2. 17 - (-8)
9. -2,6 - 3,8
25. -25 - (-6)
3. |-1,8| + 1,2 - 3,5
23. 49 - 54
4. -32 - 24
32. -17 + 38
26. 34 - (-37)
13. -3,5 - 0,7
21.-53 - (-19)
27. |-2,7| + 1,3 - 4,9

(Ответ: счет и вычисления – основа порядка в голове)

Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин).

Долго шел Персей и, наконец, добрался до Страны Ночи. Вход в эту страну сторожили три древние старухи – Грайи. Они были так стары, что на всех трех у них был один только глаз и один зуб. И все-таки они хорошо охраняли вход в Страну Ночи и никого не пропускали туда. По очереди смотрели они единственным глазом, передавая, его друг другу.

Персей потихоньку подкрался к Грайям, дождался, когда одна из них вынула глаз, чтобы передать его сестре, протянул руку и выхватил у старухи драгоценное око. И сразу стали Грайи бессильными слепыми старухами. Жалобно просили они Персея вернуть им их единственный глаз.

– Впустите меня в Страну Ночи, скажите мне, как найти Медузу, и я отдам вам ваш глаз, – отвечал старухам Персей. Но старые Грайи не хотели пустить Персея, не хотели сказать ему, где найти Медузу. Тогда Персей пригрозил старухам, что разобьет их глаз о камень, – и Грайям пришлось указать ему дорогу. Персей отдал Грайям их глаз и пошел дальше на запад.

Но сначала ему еще предстояло разгадать шифр замка в дверях в Страну Ночи.

2 этап: “Код замка” ((7мин)

Вам надо решить уравнения, сложить модули корней и внести в пустые окошки.


Рис.1

Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин)

По дороге встретились ему три добрые нимфы. Одна подарила Персею шлем Аида, властителя подземного царства, – кто надевал этот шлем, становился невидимкой; другая дала Персею крылатые сандалии, надев которые можно было летать над землей, как птица; третья нимфа вручила юноше сумку, которая могла сжиматься и расширяться по желанию того, кто носил ее. Персей повесил на плечо сумку, обул крылатые сандалии, надел на голову шлем – и, не видимый никому, поднялся высоко в небо и полетел над землей. Скоро он добрался до края земли и долго летел над пустынной гладью моря, пока внизу не зачернел одинокий скалистый остров. Персей стал кружить над островом и увидел на скале спящих Горгон. У них были золотые крылья, чешуйчатые железные тела и медные руки с острыми когтями.

Поможем справиться Персею с медузой.

3 этап: “Голова медузы”. (7мин).

Выполнить действия с дробями и ответ записать в пустое окошко.


Рис. 2

Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин)

Персей увидел Медузу – она была всех ближе к морю. Он опустился на скалу рядом с ней. Змеи на голове Медузы зашипели, почуяв врага. Медуза проснулась, открыла глаза. Персей отвернулся, чтобы не взглянуть в эти страшные глаза и не превратиться навек в мертвый камень. Он поднял щит Афины, блестящий как зеркало, навел его на Медузу и, глядя в него, вынул меч Гермеса и сразу отсек ей голову. Тут проснулись две другие Горгоны, расправили крылья и стали носиться над островом, ища врага. Но Персей был невидим. Быстро засунул он голову Медузы в свою волшебную сумку, столкнул тело Горгоны в море и улетел прочь. Он пролетел над Эфиопией и вдруг на скале над морем увидел девушку такой красоты, что принял ее сначала за чудесное изваяние. Спустившись ниже, он понял, что она живая, только руки ее были прикованы к скале. Оказалось, что девушка -дочь эфиопского царя – Андромеда и обречена на съедение морскому чудовищу. Персей спас Андромеду, убив чудовище ударом меча по голове. Царь и царица и весь народ Эфиопии радостно приветствовали героя. Царский дворец украсили цветами и зеленью, всюду зажгли светильники, нарядили невесту, собрались певцы и флейтисты, наполнили чаши вином, и начался свадебный пир.

Затем Персей с красавицей Андромедой, поспешили в обратный путь – на остров Сериф. Ведь Персей обещал царю Полидекту принести голову Медузы.


Рис. 3

4этап: “Найти расстояние” (6 мин).

А сейчас вам предстоит вычислить расстояние которое пришлось преодолеть Персею от Аргоса до Эфиопии и обратно, если А (12,1) Э (18,6). Масштаб карты: 1:75000000.

Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин.)

Подведение итогов игры, выставление оценок. Награждение. (5мин.)

Рефлексия: Что нового узнали для себя? Какие виды работ понравились во время путешествия? С какими заданиями справились без проблем? При решении каких примеров вам понадобилась помощь товарищей по команде? (5мин.)

Приложение 3.

Список литературы:

  1. Тесты 6 класс Е.Ф. Шершнев, П.В. Чулков
  2. Подсказки на каждый день 6 класс О.Ю. Едуш
  3. Занятия школьного кружка 5–6 класс О.С. Шейнина, Г.М.Соловьева
  4. Математические диктанты 6 класс В.И. Жохов
  5. Математика. Тетрадь с печатной основой для учащихся 6 класса. З.Н. Альхова