Тема урока: "Одушевленность – неодушевленность как особое грамматическое значение имен существительных" (4-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цель:

  • в ходе общеклассной дискуссии обнаружить особое грамматическое значение имен существительных: одушевленность – неодушевленность;
  • сконструировать общий способ для определения одушевленности или неодушевленности имен существительных;
  • формировать у учащихся коммуникативные навыки, умение сотрудничать.

Ход урока

I. Организационный момент.

Притча:

Один человек обратился к Богу с вопросом:

– Ты, всемогущий и всесильный, человека создал по своему образу и подобию, но человек-то слаб и беспомощен, где искать ему силу?

Ответил Бог:

– Я долго думал, куда спрятать силу огромную? В глубинах морских? Доберется человек и отыщет ее. Высоко в небе? Что-нибудь придумает человек и обязательно доберется туда.

И тогда решил я спрятать силу великую в душе самого человека, не всякому удается найти ее в себе, но тот, кто сможет это, будет подобен мне.

– Чему эта притча учит? (Необходимо в себе искать силы.)

– Эпиграф нашего урока:

“Душа человека – поле безбрежное”
 
С. А. Есенин

II. Создание ситуации успеха.

– Разговор о душе мы обязательно продолжим, а сейчас грамматическая разминка. (По группам.)

– Порядок нашей работы: (на доске).

  • Выполните задание.
  • Подготовьте выразительное чтение текста.
  • Прочитайте слова, которые выписали в тетрадь.

5 минут.

1 группа – составить на доске схему грамматических значений имени существительного.

2, 3, 4, 5, 6 группы – задания с текстами на карточках.

Проверка: схему на доске оцениваем все.

Группы: – читают текст, читают выписанные слова.

Учитель: – Определите, какое задание получила группа.

– Какой прием используют авторы всех этих стихотворений? (Олицетворение, т. е. одушевление неживых предметов,)

10 минут.

III. Постановка задачи на нахождение нового грамматического значения имен существительных.

– Вы хорошо разобрались с грамматическими значениями имен существительных, поэтому, я думаю, вам не составит труда определить грамматические значения некоторых слов.

– Запишите высказывания, какими существительными они отличаются?

Мы долго рассматривали этот дом.

Мы долго рассматривали этого ежа.

– Самостоятельно определите грамматические значения слов “дом”, “ежа”.

Два человека у доски.

Взаимопроверка.

Рассматривали дом ед. ч. , м. р ., В. п.

Рассматривали еж а ед. ч., м. р. , В. п.

– Отличаются ли словоформы по числу, по падежу, по роду? (Нет.)

– Но если окончания разные, то это указывает на какое-то различие в их значении.

– Чем же отличаются словоформы “дом” и “ежа” по своему значению?

IV. Лексическое значение одушевленности – неодушевленности.

Дом – неживой предмет

еж – живое существо

– Назовем это значение

Запишем. Одушевленное, неодушевленное .

– Разберем по составу.

Учебник с. 109. Правило

– Еще одно грамматическое значение. (Вешаем на схему.)

V. Открытие способа действия.

1.

– Это значение изменяется или нет? (Оно постоянное/)

– Каким способом определить одушевленное существительное или неодушевленное?

Выдвижение гипотез, обсуждение в группах.

Гипотезы:
живое существо одушевл.
неживой предмет неодуш.

Кто? одуш.
Что? неодуш.

2. – Поупражняемся в определении одушевленных и неодушевленных существительных.

На доске: Листок, заяц, радость, покойник, народ, кукла, сестра.

– Определяем, записываем

Листок (что?) – неодуш.

Заяц (кто?) – одуш.

Радость (что?) – неодуш.

Покойник (кто? или что?) -?

– А как же правильно?

Заглянем в справочник. (Покойник – одуш.)

– Что-то мы упустили, не работают наши способы. Возвращаемся.

2. – Раз значение одушевленности-неодушевленности – грамматическое, что-то нужно искать в грамматике.

Дом

ежа

– Только в В. п. окончания этих слов отличаются или и в других падежах?

– Измените по падежам. (Самостоятельно, два ученика у доски.)

И. п. дом еж
Р. п. дом а еж а
Д. п. дом у еж у
В . п. дом = еж а
Т. п. дом ом еж ом
П. п. о дом е о еж е

– Что особенного у В. п. этих слов?

Дом ежа
В. п. = И. п. В. п. = Р. п.

– Что можно предположить?

Если В. п. = И. п., то неодушевленное сущ.
Если В. п. = Р. п., то одушевленное сущ.

VI. Моделирование открытого способа действия.

– Чтобы не забыть, как мы придумали определять одушевленные и неодушевленные существительные, изобразите моделью этот способ.

Варианты детей.

В. п. = И. п. – неодуш.
В. п. = Р. п. – одуш.

VII. Постановка задачи для работы на следующем уроке.

– Как вы думаете, чем нам предстоит заниматься на следующем уроке? (Проверять этот способ действия на разных словах.)

VIII. Рефлексия.

– Я думаю, что каждый на уроке открыл в себе частичку большой силы, заложенной в душе.

– Выразите свое настроение от работы на уроке. Можете объяснить выбор.

(Лица в конвертиках.)