Построение стилизованной тематической композиции "Вещи века"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения урока: групповая.

Цель: Развитие творческих способностей, пространственного мышления учащихся.

Задачи:

  1. Закреплять знания по теории композиции. Законы, правила, приёмы и средства.
  2. Учить грамотно составлять композицию, используя элементы стилизации.
  3. Учить работать с цветом, создавать смелые, оригинальные композиции, сознательно использовать в работе правила и приёмы композиции.

Оборудование: доска, телевизор, DVD, мольберты.

Демонстрационный материал: репродукции произведений искусства, постановочный материал (бытовые предметы различной фактуры, материала, конфигурации), справочный и иллюстративный материал, «Шедевры русской живописи» (DVD, интерактивные уроки).

Наглядные пособия:

  1. Способы стилизации.
  2. Знаковые изображения.
  3. Пограничные состояния знака.

Художественные материалы: бумага, гуашь, карандаш, кисти.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока.
  3. Объяснение нового материала:
  • Значение вещей (познавательное, воспитательное).
  • Утилитарная функция.
  • Прикладное значение, целесообразность.
  • Декор.
  • Эргономика.
  • Стилизация.
  • Принципы стилизации.
  • Способы стилизации.
  • Живописные средства обобщения.
  1. Выполнение упражнения.
  2. Практическая работа.
  3. Завершение урока. Просмотр работ. Анализ.

Народ создаёт вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В вещах мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа, чувства и представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное значение познавательное. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы людей, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное значение. По словам В.А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и восприятие вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери. С кувшина воды. С посуды на обеденном столе». Уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Форма, конструкция, пропорции, материал, фактура и другие качества вещей приспособлены к выполнению определённой утилитарной функции. Примером могут быть сосуды- вместилища жидкостей. Для выполнения этой функции наиболее удобна (при хранении, переливании, уходе) круглая форма. Она образуется туловом, горлышком, дном и другими частями. Основная часть сосуда- тулово (ёмкость). Его округлые стенки создают замкнутое пространство, способное вместить большое количество жидкости и выдержать её давление. Необходимую устойчивость тяжёлому сосуду придаёт плоское дно. Сверху сосуд венчает небольшое горлышко. Конкретное назначение сосуда заставляет мастера изменять его типическую форму, что особенно хорошо видно при сравнении таких, к примеру, сосудов, как молочник и кумган. Формообразование каждой вещи определяется её прикладным, то есть чисто практическим назначением, что каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в «работе» нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то есть целесообразность, вызывает у человека положительные эмоции, чувство признательности вещи и её творцу. Создатель полезной вещи стремится наделить её эстетическими качествами. Такое эстетическое преобразование прикладных вещей осуществляется декором, то есть украшением формы и её поверхностей с помощью специальной художественной обработки. Анализ сосудов различного назначения убеждает нас в совершенстве их формы, а вместе с тем выявляет их художественную выразительность. Эстетические качества материала, цвето-пластические свойства формы и другие внешние признаки вызывают в памяти чувственные образы пережитых явлений действительности, вовлекают вещь в окружающую её природную и общественную среду, связывая её с предметным миром, возбуждая этими связями у человека гамму разнообразных чувств. Вещь становится не только материально полезной, но и духовно значимой. Так, округлая, приземистая, крепко сбитая форма молочника, увенчанная изгибающимся широким сливом, напоминает до предела сжатую спираль пружины, готовую в любой момент развернуться и выплеснуть свою энергию. Динамику формы усиливают кудрявые завитки массивной ручки, круто изогнутые контуры силуэта и волнистые линии росписи, повторяющие порывистое движение горлышка и изгибов ручки. Цветочная роспись, обнимая широкое тулово, выделяет его как главную часть сосуда и одновременно стремится завладеть нашим вниманием, увести его от тяжеловесности и приземлённости формы в мир приятных ассоциативных связей с цветущими лугами. Белая глазурованная поверхность сосуда не только облегчает форму, но и объединяет все её части в целое, оживляет весёлыми огоньками блуждающих бликов и напоминает о белизне и свежести содержимого сосуда. Кувшин для щербета (кумган) вызывает иные чувства и ассоциации. От его формы- изящной, стройной – веет экзотикой Востока. Яйцевидное тулово, сверкая огнём золотых бликов мелких завитков чеканного узора, кажется сказочным сосудом, хранящим волшебный эликсир. Причудливому движению контуров и масс сосуда вторит волнообразный, то быстрый, то медленный, то резкий, то плавный, ритм носика и ручки. Всё неожиданно, разнообразно и мелодично, как восточная песня. Созданная руками умельца, вещь несёт на себе отпечаток многогранной человеческой личности, её материальных и духовных нужд, а потому приобретает значение художественного произведения. Сюжетные, символические изображения и орнамент своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство внешнего вида и содержания [1].

В дизайне, народном и декоративно- прикладном искусстве форма должна соответствовать назначению вещи. Однако в формообразовании учитывается не только назначение предмета, но и характер его функционирования, то есть условий, в которых будет использоваться предмет человеком. Обеспечение через соответствующую форму удобства и безопасности пользования изделием, учёт связи с человеком называют в дизайне эргономикой. Все объекты сконструированы таким образом, чтобы было ими удобно пользоваться, чтобы человек не тратил лишнюю энергию, не утомлялся, чтобы эти предметы были соразмерны телу человека (ручки управления, кресла в самолёте и т.д.). Украшение вещей создаёт определённое настроение. При создании новых форм человек часто использует природные формы. На их основе сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы. Современный уровень техники помогает художнику разрабатывать новые формы с помощью компьютерной графики [3]. В основе всех этих превращений лежат принципы стилизации.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объёма.

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить её, упростить- лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначительные детали. В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами. Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике [3].

Принципы стилизации:

  1. превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции.
  2. обобщение формы с изменением абриса.
  3. обобщение формы в её границах.
  4. обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Различные условия восприятия требуют различной степени преобразования предметной формы. Так, изображение, предназначаемое для просматривания на большом расстоянии, делается в преувеличенном размере, с очень чёткими контурами, в обобщённом виде, без мелких деталей. Напротив, изображение, рассматриваемое вблизи, может быть небольшого размера, с проработанными деталями. Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

Способы стилизации:

  1. пластический.
  2. геометризированный.
  3. геометрический.

Обобщение формы ведётся и живописными средствами:

  1. реалистическое изображение;
  2. декоративное изображение;
  3. абстрактное изображение.

Все наблюдаемые в реальной жизни оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

Упражнение. Выполните упражнение- композицию, составленную из линий, точек и геометрических фигур, превратите в образную композицию, сохраняя найденные композиционные соотношения фигур [4].

Практическая работа. Построение стилизованной тематической композиции «Вещи века».

  1. Разработка эскиза. Анализ. Построение композиции на основном формате. Графика.
  2. Цветовое решение. Гуашь.

Элементы композиции подбираются на основе справочного материала и постановочного реквизита. В композиции учащиеся показывают своё индивидуальное видение данной темы (обзорное и специфическое), самостоятельно выбирают основные элементы стилизации (согласно выбранному способу стилизации), самостоятельно ведут поиск цветового решения с учётом законов и правил композиции (рисунок 1-8). В построении композиции возможно применение модуля, оверлеппинга (рисунок 2, 3, 5, 6, 8).

Завершение урока. Просмотр работ. Анализ.

Литература:

  1. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984.- 240 с., ил., 8 л. ил.
  2. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983.- 112 с., ил.
  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996.- 96 с.: цв. ил.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. ил.

Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8