Урок алгебры в 9-м классе по теме "Решение задач на концентрацию"

Разделы: Математика


Цель урока: развивать у учащихся навыки решения и оформления задач на концентрацию; сформировать общие подходы к решению задач на концентрацию.

Задачи, которые мы будем решать, относятся к традиционным задачам математики. Они охватывают большой круг ситуаций: жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Когда-то они имели исключительно практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах и на вступительных экзаменах в вузы.

Мы рассмотрим задачи на смешение, которые можно решить алгебраическим способом.

Для успешной работы нам понадобится повторить основные понятия этой темы.

Ход урока

Приложение

I. Фронтальная работа с классом.

1. Сформулируйте определение концентрации.

(Концентрация вещества в смеси – это часть, которую составляет масса вещества в смеси от массы смеси) Нахождение части от целого. В химии вы называли эту величину массовой долей вещества.

Концентрация вещества может быть указана и числом и %.

2. Объясните значение высказываний:

а) Концентрация раствора 23 %;

(В 100 г раствора содержится 23 г вещества).

б) Молоко имеет 1,8 % жирности;

(В100 г молока содержится 1,8 г жира).

в) Сколько сахара содержится в 200 г 10%– го сахарного сиропа?

Теперь давайте попробуем решить устно несколько задач.

3. К одной части сахара прибавили 4 части воды. Какова концентрация полученного раствора?

(1: 5 ·100 = 20 %)

4. Килограмм соли растворили в 9 л воды. Какова концентрация раствора?

(1 : 10 ·100 = 10%)

II. Решение задач

Конечно, вы понимаете, что не все задачи можно решить устно. Следующие задачи мы решим с вами с помощью уравнения.

Рассмотрим решения задач с применением таблицы.

№ 199 Сколько граммов воды надо добавить к 80 % раствора, содержащего 15 % соли, чтобы получить 12 % раствор?

Наименование веществ, смесей Масса раствора, г % содержание (доля) вещества Масса соли, г
I раствор 80 15% = 0, 15 0, 15*80 = 12
вода х 0% 0
Новый раствор (80 + х) 12% = 0,12 0,12*(80 + х)

0,12*(80 + х) = 12

(80 + х) = 100

Х = 100 – 80

Х = 20 (г) Ответ: надо добавить 20 г воды.

№ 200 Сколько граммов воды надо добавить к 180 г сиропа, концентрация сахара в котором 25%, чтобы получить сироп с концентрацией сахара 20 %?

Наименование веществ, смесей Масса раствора, г % содержание (доля) вещества Масса сахара, г
I сироп 180 25% = 0, 25 0, 25*180 = 45
вода х 0% 0
Новый сироп (180 + х) 20% = 0,2 0,2*(180 + х)

Составим уравнение, используя данные четвертого столбца

0,2*(180 + х) = 45

36 + 0,2х = 45

0,2х = 45 – 36

0,2х = 9

Х = 9:0,2

Х = 45 (г) Ответ: надо добавить 45 г воды.

№ 204 Сколько граммов 30 %-ного раствора надо добавить к 80 г 12 %-ного раствора этой же соли, чтобы получить 20 %-ный раствор соли?

Наименование веществ, смесей Масса раствора, г % содержание (доля) вещества Масса соли, г
I раствор х 30% = 0, 3 0,3х
I I раствор 80 12% = 0,12 0,12*80 = 9,6
Новый раствор (80 + х) 20% = 0,2 0,2*(80 + х)

Составим уравнение, используя данные четвертого столбца

0,3х + 9,6 = 0,2*(80 + х)

0,3х + 9,6 = 16 + 0,2х

0,3х – 0,2х =16 – 9,6

0,1х = 6,4

Х = 64(г) Ответ: надо добавить 64 г 30 %-ного раствора соли.

№ 205 Два слитка, один из которых содержит 35% серебра, а другой – 65 %, сплавляют и получают слиток массой 20 г, содержащий 47 % серебра. Чему равна масса каждого из этих слитков?

Наименование веществ, сплава Масса раствора, г % содержание (доля) вещества Масса серебра, г
I слиток х 35% = 0, 35 0,35х
I I слиток (20 – х) 65% = 0,65 0,65(20 – х)
Новый сплав 20 47% = 0,47 0,47*20 = 9,4

Анализируя таблицу, составляем уравнение

0,35х + 0,65(20 – х) = 9,4

0,35х + 13 – 0,65х = 9,4

– 0,3х = 9,4 –13

– 0,3х = – 3,6

Х = – 3,6 : (– 0,3)

Х = 12 (г) 35 %-ного раствора

20 – 12 = 8 (г) 65 %-ного раствора.

Ответ: 12 (г) 35 %-ного раствора; 8 (г) 65 %-ного раствора.

Подведем итог урока. Сегодня мы познакомились с алгебраическим способом решения задач на смешение. Конечно, не все задачи можно решить этим способом, но я думаю, что вам интересно было познакомиться с ним. Дома еще раз осмыслить способ решения и я думаю, что на уроках в 9 классе при подготовке к итоговой аттестации вы успешно примените этот способ.