Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся

Разделы: История и обществознание


“Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные. Так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка” - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали.

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методов, методик, подходов и форм работы. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме.

Для того чтобы правильно и грамотно выполнить исследовательскую работу, необходимо выработать алгоритм ее написания.

Исследовательский метод обучения кардинально отличается от классических: учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути ее достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой им информации (учитель может выступать в роли консультанта).

Основные цели исследовательского метода обучения:

  • научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели;
  • научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;
  • сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);
  • сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.

Для более успешного выполнения работы, перед тем как приступить к работе, учителю рекомендуется:

  • продумать учебные цели, которые будет преследовать исследовательская работа;
  • определить число участников работы (учащийся, группа учащихся и т.д.);
  • определить сроки работы над исследованием;
  • продумать все возможные источники информации (библиотека, консультации, лекции, наблюдения, Интернет, специальная литература и т.д.)

Планирование работы над исследованием начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешение спорных вопросов. Затем предложенные темы выносятся на обсуждение.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  • обоснование актуальности выбранной темы;
  • постановка цели и конкретных задач исследования;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • выбор метода (методики) проведения исследования;
  • описание процесса исследования;
  • обсуждение результатов исследования;
  • формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Затем можно переходить к выбору темы научно-исследовательской работы. Выбор темы имеет большое значение.

Под темой работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования; и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте.

Немаловажное значение имеет и так называемый психологический настрой начинающего исследователя. Одни из них смело готовятся преодолевать трудности, хорошо понимая, что вхождение в науку потребует большого напряжения, инициативы и фантазии, организаторских способностей и профессиональных знаний. Другие неуверенны в себе и часто высказывают мысль, что все в природе и обществе давно изучено и едва ли осталась какая-нибудь дельная тематика.

При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап исследования. В применении к научно-исследовательской работе понятие “актуальность” имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Объяснение актуальности выбранной темы должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет необходимости – главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации - важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.д.).

Следующий этап работы аналитический - этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

  • уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели исследования;
  • ищет и собирает информацию, учитывая:
    • собственный опыт;
    • результаты обмена информацией с другими учащимися, родителями, консультантами и т.д.
    • сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.
  • анализирует и интерпретирует полученные данные.

На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации, ее сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

  • личных наблюдений и экспериментирования;
  • общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы)
  • работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через интернет).

учитель играет роль активного наблюдателя:

  • следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам;
  • оказывает необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников;
  • корректирует деятельность участников;
  • обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

Обработка полученной информации - это прежде всего ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на се вопросы учителя.

Для наиболее успешной организации аналитического этапа учителю предлагается:

  • дать учащимся (если необходимо) алгоритмы способов работы с информацией (например, алгоритм проведения анкетирования, социологического опроса, эксперимента, алгоритм поиска литературы в библиотеке, информации в сети интернет и т.д.);
  • составить список возможных источников информации, учитывая предоставленное учащимися время, материальные возможности и особенности исследования;
  • предложить учащимся план работы с информацией;
  • помочь учащимся оценивать достоверность и необходимость найденной информации;
  • постоянно напоминать учащимся о целях сбора и необходимости анализа информации;
  • проводить подведение итогов аналитического этапа в присутствии всех участников исследования;

Следующий этап исследовательской работы – этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

  • систематизируют полученные данные;
  • объединяют в единое целое полученную каждой группой информацией;
  • выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работы с информацией (анкетирование и обработка полученных результатов, проведение социологического опроса, интервьюирование и т.д.)

Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается:

  • продумать возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учащимися;
  • составить список возможных форм обобщения итогов исследования на совместном обсуждении;
  • обратить внимание участников исследования на те или иные способности каждого ученика, чтобы каждый осознал необходимость своего участия в работе;
  • помочь учащимся обобщить полученные результаты, а также поделиться с товарищами знаниями и умениями, приобретенными в процессе работы;
  • составить совместно с учащимися план презентации: согласовать форму, определить участников, сроки, ответственного.

После того как работа выполнена, следует следующий этап – этап представления полученных результатов. На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата.

Обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над исследованием. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над исследованием. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.

В процессе работы по обобщению материала и подготовки презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относится к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы.

Работая над исследованием, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретения навыков.

Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается:

  • заранее продумать, как лучше применить индивидуальные способности каждого участника работы;
  • определить время для подготовки и проведения презентации;
  • оказать помощь учащимся в выборе формы проведения презентации;
  • помочь учащимся определить собственные достижения и выявить нерешенные проблемы;
  • обсудить с учащимися перспективы продолжения работы над данным проектом.

См. презентацию.