Система работы образовательного учреждения по внедрению в организацию УВП инновации "Сценирование урока"

Разделы: Администрирование школы


Сегодня остро стоит вопрос - есть ли у педагогической науки принципиально новые горизонты развития или она может лишь обобщать сложившиеся подходы в логике устоявшихся традиций Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и других?

Принципиально новым типом педагогики можно назвать мыследеятельностную педагогику, разработку которой ведет методологический коллектив под руководством Ю. В. Громыко. Основанием мыследеятельностной педагогики выступает системомыследеятельностный подход, одним из авторов которого является выдающийся русский философ и методолог Георгий Петрович Щедровицкий.

Главное её отличие, значение и суть состоят в том, что "...Мыследеятельностная педагогика оказывается не набором важнейших аксиом и выученных принципов, а прежде всего путём, по которому педагог-антропотехник ведёт данную личность или группу и идёт сам, наращивая систему методов, которыми он владеет".

Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана  уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося.

Именно работа со способностями определяет выход в содержание образования и открывает для   педагога новые  возможности в контакте с ребенком. Формируя  способности, педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания не фиктивным образом: ученик не заучивает информацию, но присваивает разные культурные способы работы со знанием, "выращивая" у себя соответствующие способности.

С точки зрения  дальнейших горизонтов развития всего корпуса  педагогического знания, здесь кроются совершенно новые резервы для его обновления и модернизации.

Данный мастер -класс мы проведем по данной технологии. Итак, тема нашего мастер-класса : "Система работы образовательного учреждения по внедрению в организацию УВП инновации "Сценирование урока", цели:

Представить систему работы ОУ по внедрению в организацию учебно-воспитательного процесса инновации "Сценирование урока" для привлечения внимания к необходимости введения инноваций.

Создание условий для представления способов действия принятия управленческих решений на основе мыследеятельностной технологии.

Задачи, которые ставим мы следующие:

Акцентировать внимание участников мастер - класса на опыте работы ОУ с элементами содержания и работы с формированием нового профессионализма педагога

Организовать работу участников по освоению способа принятия управленческого решения и представление предложенного варианта своей позиции

Начнем работу с актуализации визуального восприятия. Вам предлагается провести самодиагностику, выполнить предложенное задание (Приложение 1). На выполнение вам отводится 5 минут. После выполнения задания вы сможете оценить с какими мыслительными способностями вы работали, выполняя данное задания. Варианты интерпретации предложены на слайде презентации (Приложение 2).

Переходим к следующему такту проведения мастер - класса. Вашему вниманию предлагаем презентацию опыта ОУ по внедрению инновации "Сценирование урока" (Приложение 3, Приложение 4).

Переходим к следующему такту по проведению мастер- класса- Практикум по теме: "Способность понимания в пространстве коммуникации"

Участникам мастер-класса предлагаются неадаптированные авторские тексы по проблеме "Развитие современного образования в России" (можно воспользоваться извлечениями из статей Н.Д.Никандрова, А.Г.Асмолова, Ю.В.Громыко и т.д). Для проведения практикума участники делятся на три группы, каждая группа получает текст одного автора (нужно использовать цветовые индификаторы). Заранее подготовить листы формата А3 с увеличенным цветным кругом- диаграмма "Введение инновации в ОУ", маркеры, клей, магнитная доска. Участникам для выполнения задания по теме практикума предлагаем следующие рекомендации:

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Выделите позиции автора по предложенным направлениям в диаграмме "Содержание образования", "Образовательные технологии", "Управление и модель школы".

Обсудите в группе выделенные позиции

Отберите те позиции, которые необходимо включить в предложенную диаграмму

Выберите представителя от группы для демонстрации результата работы

Во время выступления представителя от группы все внимательно слушают и фиксируют на листах А3 позиции выступающей группы

После выступления всех групп необходимо проанализировать предложенные позиции и выделить те, которые не являются актуальными для развития современного образования в России.

Предполагаемый результат: В ходе коллективной работы должна получиться предполагаемая диаграмма- модель "Введение инновации в образовательный процесс ОУ". Данная работа поможет администрации и педагогическому коллективу ОУ подойти к пониманию того, созданы ли условия для введения инновации.

Переходим к заключительному такту - рефлексия (Приложение 5)

Заключение.

В современном мире очень важно понять, какой человек нужен и полезен обществу, каким путем необходимо двигаться школе, чтобы выпускники удовлетворяли потребности общества, не потерялись в социуме. Человек сегодня должен, прежде всего, обладать способностью ориентироваться в происходящем, анализировать окружающую действительность, вырабатывать и отстаивать собственную позицию на основе знаний, решать важные задачи, самоопределяться в проблемных зонах, проектировать действия. России нужны люди, понимающие, что происходит в различных областях науки и практики, способные преодолевать границы узкой специализации, переходить в другие области знания, совершать научные прорывы. Человек должен уметь вести диалог в интересах своего города, народа, своей страны, выступать от лица России и действовать во благо России и в малых делах, и в реализации масштабных проектов. Речь идет именно о способностях, которыми должен быть наделен человек, а не об умениях и навыках, которые ему потребуются. Этими целями задается новый тип школы - специально организованная среда, в которой учащийся приобретает опыт мышления, коммуникации, действия. Рефлексивное осознание молодым человеком того, как он действует, понимает, мыслит - условие формирования соответствующих способностей. Работа со способностями учащихся - важный шаг к новому содержанию образования.