В поисках правды и красоты…

Разделы: Литература


История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Я Смоляков

Цели уроков: расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению истории русского искусства; опираясь на знания учащихся, полученные на прослушивании лекций в Тамбовской картинной галерее, в процессе самостоятельного знакомства с книгами, посвященными искусству и личности мастера исторического жанра В.И. Сурикова, раскрыть своеобразие его глубоко национального таланта, мастерство наиболее значительных монументальных картин: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березова" (1883), "Боярыня Морозова" (1887); развивать речь у учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя ее лексикон новыми терминами; учить составлять тексты искусствоведческого характера; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; учить оценивать ответ товарища, используя убедительные доказательства.

Оборудование: репродукции картин В.И. Сурикова на исторические темы: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин"; автопортрет художника (1913), этюды к "Утру:"; грамзапись либретто М. Мусоргского к музыкальной драме из эпохи стрелецких бунтов конца XVII в.; диапозитивы.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сегодня мы вновь совершим мысленно экскурсию по знаменитой Третьяковской галерее в Москве.

Диапозитив. "И.Е. Репин "Портрет П.М. Третьякова". Вы, конечно, узнали этот знаменитый репинский портрет. Да, этот портрет П.М. Третьякова, человека, который ни разу в жизни не взял карандаша и кисти в руки, не создал ни одной картины и тем не менее вошел в историю русской художественной культуры. Его частная коллекция выросла в большой национальный музей искусств, где наиболее полно представлены художники XVII - XIX вв. (а впоследствии и древние иконописцы), в первую очередь современные ему художники-реалисты. Большую их часть представляют художники-передвижники, с творчеством которых мы с вами уже знак4омы. Я напомню вам, что на их полотнах правдиво воссоздавалась жизнь русского народа, прежде всего крестьянства; они активно отстаивали его интересы, выражали его взгляды, мысли, чувства, народные представления о справедливости, добре и красоте; в своих произведениях часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей, невыносимо тяжелых условий его труда, своим творчеством способствовали развитию русского освободительного движения.

Ведущие жанры художников-передвижников и их представители

  1. Бытовой жанр (В.Г. Перов, К.Е. Маковский, И.П. Прянишников, В.М. Максимов, К.А. Савицкий).
  2. Жанр портрета (И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.Г. Перов).
  3. Пейзажный жанр (И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи).
  4. Исторический жанр (Н.Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе"); И.Е. Репин "Иван Грозный убивает своего сына",
  5. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"; В.И. Суриков "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин".

Постановка цели уроков

Сегодня мы обратились к творчеству В.И. Сурикова, который вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер исторического жанра, приоткроем двери мастерской художника, попытаемся полно раскрыть сложный процесс рождения трех его монументальных (словарная работа) полотен: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова".

Приобретение после выставок всех трех картин П.М. Третьяковым было свидетельством признания таланта Сурикова, эстетической и общечеловеческой ценности его полотен.

Диапозитив. Автопортрет художника (1913) (Третьяковская галерея).

- Каким вы видите художника? (Автопортрет внешне многословен в цвете и психологически) В нем нет никакого намека на профессию - Суриков и не стремится показать себя художником. Он пристально вглядывается лишь в лицо. Перед нами человек простой и серьезный, собранный и волевой. Лицо у него русское, простонародное, с постриженными в скобку темными волосами, с чуть усталыми умными глазами, в которых светится живая мысль. Художник, как всегда, правдив. Таким его запомнили современники).

Общая характеристика исторических полотен В.И. Сурикова

Художник обращается к сложным переломным эпохам в истории России. Он переносит зрителя в прошлое нашей страны, и мы оказываемся свидетелями далеких событий. Суриков раскрывает в своих картинах трагические противоречия истории, рассказывает об испытаниях, выпавших на долю русского народа, закаливших его характер: борьбе исторических сил во время Петра I, в эпоху раскола, в годы народных движений (восстания под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева). Художник ничего не писал бесстрастно, во все вложил душу, все сам пережил, зритель не может не ощутить искреннюю любовь автора к тому, что он изображает.

Обращение к эпиграфу урока

Смысл эпиграфа: искусство, которому Суриков отдавался с истинной страстью, стало для него делом всей жизни.

"Утро стрелецкой казни"

Представьте, что мы входим в зал Сурикова Третьяковской галереи и останавливаемся перед огромным полотном, первой исторической картиной художника "Утро стрелецкой казни". Впервые она была представлена на девятой передвижной выставке. Первый день марта 1881 г. пришелся на хмурое петербургское воскресенье. Василий Иванович тяжело болел воспалением легких и потому послал свое детище свернутым в трубку и зашитым в холст. Илья Ефимович Репин приложил немало усилий и стараний, чтобы картина Сурикова оказалась вовремя натянутой на подрамник и вставленной в большую золотую раму, которую Илья Ефимович сам заказал. Он был горячим поклонником "Утра стрелецкой казни", о чем свидетельствовали строки из письма к П.М. Третьякову, посланного накануне открытия выставки.

Диапозитив. "Утро стрелецкой казни".

Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах - она наша гордость на этой выставке: Могучая картина! Ну, далее еще напишут о ней: Решено Сурикову предложить сразу члена нашего Товарищества (И.Е. Репин).

Заглянем, подключив наше воображение, на вернисаж (словарная работа), который шел своим чередом.

Далее учащиеся представляют инсценировку эпизода на выставке.

Суриковское полотно "Утро стрелецкой казни" обступила толпа.

- Да что вы мне говорите! - шумел какой-то бородач профессорского вида. - Здесь нет простора: Толпа сгрудилась: Фигура налезает на фигуру: Храм Василия Блаженного обезглавлен: И потом, где же воздушная перспектива?..

- Вы придираетесь к мелочам, - возражал молодой кудлатый юноша в косоворотке. - Непревзойденная картина! Незыблема в своем художественном значении!

- И все же я утверждаю, что здесь много непродуманного, - вмешался сухой, высокий господин в визитке. Время от времени он сдергивал с узкой переносицы золотое пенсне на шнурке и протирал его платком, брезгливо щурясь. - Я утверждаю, что наряду с прекрасно выписанными персонажами фигура Меншикова возле Петра просто небрежно намалевана.

Но у сухопарова скептика тут же появились противники:

- А если Суриков намеренно хотел погасить интерес зрителя к этой личности? Вы бы лучше обратили внимание на центральные фигуры. Какие женские образы! Сколько подлинных чувств!

Толпа то приливала, то отливала от картины, но никто не уходил равнодушным.

Учитель русского языка. Увы, ни на следующий, ни в последующие дни обзора выставки и рецензий на картины, выставленные художниками, Владимира Васильевича Стасова не появилось. С четырех часов пополудни Петербург погрузился в траур. Были отменены все концерты и зрелища, всюду были погашены огни. Лишь в церквях затрепетали тысячи свечей заупокойных поминаний, и в сером тумане неумолчно стонал колокол. В этот день, 1 марта 1881 года народовольцы совершили казнь над Александром II.

Теперь, более столетия спустя, мы смогли познакомиться с монографиями, статьями, этюдами, очерками многих исследователей, изучавших наследие В.И. Сурикова (работы В.В. Стасова, М.Г. Мошковцева, Д.В. Сарабьянова, Н.П. Кончаловской, написавшей романтическую быль о своем знаменитом деде).

Выступления учеников - "искусствоведов"

Я хочу представить сейчас группу искусствоведов из числа учащихся нашего класса, которая будет держать своеобразный экзамен на скромное звание "начинающий искусствовед", и экспертную комиссию опять же из числа ребят нашего класса и присутствующих, желающих присоединиться к их числу, которая даст оценку их выступлениям в виде рецензий.

Цель выступлений группы искусствоведов: выступить с искусствоведческим текстом к картине В.И. Сурикова, раскрыв один из следующих вопросов, записанных на доске.

Историческая основа картины.

Замысел, тема, идея картины, подготовительная работа.

Содержание "Утра стрелецкой казни":

Композиция (многофигурность, три части картины, пейзаж и его роль в произведении, выразительность архитектурных памятников);

Глубина психологической характеристики персонажей.

Мастерство художника (колорит, живописность, "озвученность" картины, изображение бытовых деталей, оценка автором своей картины).

Группа экскурсоводов-искусствоведов (назначается).

Экспертная группа (назначается)

Звучит отрывок из либретто М. Мусоргского к музыкальной драме "Хованщина".

1-й экскурсовод. Это могучая, тревожная, даже какая-то будоражащая музыка М. Мусоргского помогает воссоздать обстановку одной из трагических страниц истории русского народа - времени стрелецких бунтов конца XVII в.

Это было непростое время первых лет царствования Петра I, его крутых государственных преобразований, которые вызвали недовольство и сопротивление как боярства и духовенства, так и народных масс, потому что с превращением России в более сильное в политическом и экономическом отношении государство преимущественными правами стали пользоваться дворяне-помещики, усиливая крепостной гнет и притеснение трудового народа.

Бунт московских стрельцов в 1698 г., которым попытались воспользоваться в личных целях, стремясь к единовластию, сводная сестра Петра царевна Софья, оценивался как бунт против прогрессивных преобразований Петра. Он был направлен и против усиливавшихся служебных тягот и притеснений. Московские стрельцы, участвующие в Азовских походах Петра I 1695-1696 г.г., были оставлены в Азове, а в 1697 г. четыре полка стрельцов вместо ожидаемого возвращения в Москву были направлены в Великие Луки. По пути стрельцы голодали, из-за отсутствия лошадей везли на себе орудия. 175 стрельцов в марте 1698 года бежали в столицу, чтобы подать жалобу. Тайно они установили связь с царевной Софьей Алексеевной, рассчитывая на ее заступничество. Стрельцы, несмотря на сопротивление, были отосланы обратно в свои полки, в которых начались брожения. 6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по четыре выборных от каждого полка и направились к столице, готовясь к расправе с боярами и иноземцами, которых обвинили в своих невзгодах. В 40 верстах от Москвы стрельцы были разбиты. В результате следствия 57 из них были казнены, остальные направлены в ссылку. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I возглавил новое следствие (известное в истории как "великий розыск"). С сентября 1699 года были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и согнаны 601. Царевна Софья была отрешена и заключена в Новодевичий монастырь.

Такова историческая основа картины.

2-й экскурсовод. Летом 1877 года В.И. Суриков приезжает из Петербурга в Москву для работы над росписями в храме Христа Спасителя и остается здесь навсегда. Древний русский город, столь не похожий на столичный Петербург, всколыхнул в художнике те глубокие народные струны, которые зародила в нем Сибирь. На него повеяло в Москве родным и близким. Московский Кремль, московские соборы, узенькие улочки с деревянными домами перенесли его в старину, в историю народа, которую он очень любил. Он с жадностью познает Москву, с восторгом пишет в письме матери и брату о том, что видел в Москве и ее окрестностях: колокольню Ивана Великого, Архангельский и Успенский соборы, Троице-Сергиеву лавру, скит под землей, где жили монахи-затворники.

Здесь, в Москве, возможно во время прогулок по Красной площади, зрел замысел его первой исторической картины "Утро стрелецкой казни", которая принесла ему известность.

О стрельцах, их бунтах и жестокой расправе с ними он знал еще с детства. Тема стрельцов была ему хорошо знакома, но оформиться в зрительный образ она смогла только в Москве, когда художник сам вступил на ту землю, ту площадь, где когда-то разыгралась стрелецкая трагедия.

Читаем его воспоминания: "И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски то общей композиции, то отдельных групп". Уже в первом, очень беглом карандашом наброске довольно отчетливо определилась центральная и левая части композиции с фигурами рыжебородого стрельца в телеге, стрельчихи, сидящей на земле, девочки рядом с ней, седого стрельца и рыдающей женщины, уткнувшейся ему в колени.

Но, как сильно было воображение, этого еще было мало для исторической картины. Суриков чтил правду в искусстве превыше всего, и поэтому, для того чтобы она убеждала зрителя, он принялся за изучение исторического материала, за поиски натуры для задуманных образов. Он основательно знакомится с дневником Корба - секретаря австрийского посольства в России, который был свидетелем жестоких пыток и казней, учиненных Петром I над стрельцами. Из "Дневника:" художник почерпнул сведения о том, что и во время допросов, и перед казнью стрельцы держались стойко, гордо, что на одну из казней (а их было 8) осужденные были привезены на телегах (по одному в каждой телеге), что царь на одной из казней присутствовал, сидя верхом на коне, наблюдали иностранцы, был выстроен гвардейский полк.

В.И. Суриков воспользовался из дневника Корба только деталями, которые были ему нужны, чтобы сделать картину верной изображаемой эпохе, правдивой и художественно выразительной.

Он задумал показать не саму казнь, а народную трагедию. Поэтому местом действия в своей картине он избрал Красную площадь (казни стрельцов происходили и в других районах столицы). Красная площадь - центр Москвы, центр Русского государства, она свидетельница многих важных событий, она как символ России. Именно Красная площадь воскрешала в памяти картины прошлого, рождала мысли о всей сложной истории русского народа.

3-й экскурсовод. В.И. Сурикова восхищало мужество стрельцов (перед их стойкостью и героизмом он всегда преклонялся), привлекала возможность показать на картине сильных людей. И здесь помогли ему сибирские впечатления - они подсказывали ему лица стрельцов, народные характеры. "У меня стрелец с черной бородой - это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери. А бабы - это, знаете ли, у меня в родне были такие старушки. Старик - это ссыльный один, лет 70-ти. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости - и народу кланялся".

Чтобы задуманные лица, характеры ожили в картине, художнику потребовалось много поработать с натуры. В Третьяковской галерее рядом с картиной висят этюды; некоторые лишь с немногими изменениями вошли в картину, в других найдены нужные поза, жест, цвет.

Рыжебородого старика он списывал с могильщика Кузьмы, злого, взъерошенного, с пронзительными глазами. А испуганная девочка с полуоткрытым ротиком в красном платке - это дочь Сурикова, Оленька. Чтобы уловить нужное ему выражение страха и испуга на лице девочки, он начал рассказывать ей сказку о страшном волке. И когда он доходит до слов: "Вот ты где! Ну, сейчас я тебя съем" он видит ужас на лице девочки. Вот он! Вот оно то, что ему нужно! В одно мгновение несколькими штрихами Василий Иванович сообщает выражение ужаса детскому лицу на рисунке. Вот он уже в мастерской перед своей почти законченной картиной. Вот они все! Все стрелецкие семьи, выплеснувшие море скорби и отчаяния на площадь перед Кремлем.

Угольком в руке художник короткими твердыми движениями уверенно начинаем вырисовывать личико девочки в пустое пространство на холсте между двумя сидящими на земле стрельчихами. Он так вжился в сюжет картины, так наглядно представил себе кровавую расправу над стрельцами, что она ему мерещилась. Ужасные сны видел, кровью кругом пахнет. Боялся Суриков, как бы переживаемый им ужас не перешел на картину. Не устрашить зрителя он хотел, он хотел раскрыть перед ним борьбу, столкновение двух враждующих сил, обреченность одной из них и, несмотря на это, ее героическую стойкость.

"Торжественность последних минут мне хотелось показать, а совсем не казнь".

И ожила настоящая жизнь в его картине, предстало ощутимо и конкретно событие далекого прошлого.

4-й экскурсовод. Огромное многофигурное полотно на первый взгляд кажется сложным, не объединенным композицией. Но это впечатление обманчиво. Построение картины такое, когда естественность сочетания с продуманностью, смысловой ясностью, которые позволяют выделить главное. Вся левая и центральная части картины распадаются на отдельные группы. В центре каждой группы - осужденный, вокруг него - семья, их объединяет голос крови, сила, которая связывает семью в одно целое. Левая часть картины вся в движении, очень подвижная.

Храм Василия Блаженного своими пестрыми башнями и куполами, своим асимметрическим силуэтом как бы вторит волнующейся толпе, словно сливается с ней, широко раскинувшись, как бы обнимает ее.

Для художника древние памятники ценны не только тем, что хранят память об исторических событиях, совершившихся возле них. Они сами связаны со всем ходом народной жизни. Они все видели, они все слышали, они - свидетели.

В первой части картины - ряды солдат-преображенцев, выстроенные вдоль Кремлевской стены, грозная фигура Петра на коне. Аккомпанементом им служат четкие и стройные (по контрасту с храмом Василия Блаженного) силуэты кремлевских башен.

Петра I, присутствующего при свершении казни, Суриков не только не сделал главным действующим лицом картины, но вообще отвел ему третьестепенное, хотя и заметное место. И зрителю становится понятным, что задача художника заключалась не в изображении столкновения старого с новым и победы нового, а в восхищении характерами русских людей, не сдающихся пред смертью. И в их образах - смысл всей картины.

Трудно представить, что правый кусок холста с каретой был пришит к картине позднее.

Художник, таким образом, умело вводит в композицию картины архитектурные памятники, используя их выразительность и образность. Они несут на себе особую смысловую нагрузку.

Важной составной частью композиции является и пейзаж, хмурый, какой-то неуютный. Сырое холодное утро, еще не рассеявшийся туман, лужи, грязь - во всем этом предчувствуется что-то недоброе и тревожное.

5-й экскурсовод. Красная площадь перед храмом Василия Блаженного заполнена народом, людское море шумит, волнуется. Тревожно мерцающие огоньки зажженных свечей в руках тех, кто обречен на смерть, яркие пятна их белых рубах сразу приковывают наше внимание, ведут нас от одного стрельца к другому. К ним обращены взоры всех: и близких, и врагов, и просто глазеющих, как люди за круглой каменной оградой Лобного места, и изучающих, как австрийский посол возле кареты, пытающийся разгадать события чужой жизни, происходящее перед ним.

Я думаю, что мастерство Сурикова выразилось не только в том, что он сумел глубоко раскрыть психологическое состояние каждого присутствующего. Каждый по-своему чувствует и ведет себя в последние трагические минуты перед казнью: и те, кто готовится к смерти, и те, кто прощается с ними.

Вот очень выразительная фигура рыжебородого стрельца, Кузьмы. В его напряженной позе, в его ястребином лице столько ярости и гнева! Его глаза, горящие ненавистью, устремлены на самого Петра I, он как будто забыл о близкой смерти, готов и сейчас броситься в бой. Не покорился и чернобородый стрелец, только он затаил злобу, ушел в себя, никого вокруг не замечает. Напрасно старается повернуть его к себе жена, отчаявшаяся, убитая тем, что в эти последние минуты жизни он упрямо думает о том деле, за которое погибает. Как-то весь застыл седобородый стрелец. Его рука безучастно лежит на голове обессилевшей от горя и уставшей от рыданий, уткнувшейся в его колени дочери. Но и в его остановившихся глазах нет раскаяния. А дальше поднявшийся над толпой стрелец прощается с народом, низко кланяясь по старому русскому обычаю. Он ослабел физически, весь поник, но и он ни в чем не раскаивается.

Одиноко и беспомощно стоит девочка между двух старых женщин. Ее описывал художник со своей дочери Оленьки.

Слева от девочки, прямо на земле, сидит старая женщина в темном коричневом платье. Ее морщинистое лицо окаменело от несчастья. Рядом с ней другая старая женщина, но лица ее не видно. Низко опустив голову, она сжимает в руке погашенную свечу: великое горе сокрушило ее.

Дальше в право запечатлен один из самых драматических эпизодов всей картины. Молодого стрельца офицер ведет к виселице. Прощание с женой и сыном сломило его. Он едва переступает заплетающимися ногами; голова его упала на грудь, руки весят, как плети. Упал на землю красный кафтан, гаснет свеча, скоро погаснет и жизнь.

Только большим настоящим художником, я убеждена, с такой глубиной может быть создана картина подлинного человеческого горя.

Отчетливо противопоставлен Петр со своей свитой стрельцам и всей людской толпе. Он в зеленом польском кунтуше: проезжая через Польшу, в знак солидарности он обменялся одеждой и оружием с польским королем Августом, таким же силачом и великаном, как он сам.

Петр неумолим и грозен. Даже на лицах его сторонников (среди них и Меншиков), на лице австрийского посла Гварнента вместе с соболезнованием написано и сострадание. Один Петр с гневом смотрит на стрельцов, в нем чувствуется железная воля. Он уверен в своей правоте.

Дальше, за иностранцем, карета, на запятках которой сидят два арапчонка в тюрбанах. Из кареты глядит растерянное лицо сестры Петра - царевны Марфы. А рядом с Гварнетом стоит боярин - князь Черкасский, щеголь в малиновой шубе. Точно тот, о котором рассказал художнику Л.Н. Толстой. И может быть, подсознательно В.И. Суриков придал Черкасскому какое-то неуловимое сходство с Толстым:

Я думаю, то, к чему стремился художник - историческая тема, многофигурное полотно, естественность и красота композиции, живость и убедительность изображения, - в "Утре стрелецкой казни" автором было решено в совершенстве и с блеском.

6-й экскурсовод. Мне кажется, что мастерство художников выразилось и в подборе колорита (сочетание белого с красным создает впечатление тревоги, взволнованности), и в тщательном изображении деталей картины.

Как выразительно написаны руки! Рука стрельчихи, которая в отчаянии подняла левую руку к лицу, а правой как-то судорожно ухватилась за ворот; рука офицера-преображенца как-то даже заботливо охватила спину стрельца, направляющегося к виселице; а рука Петра I в гневе сжата в кулак.

А вот четыре выразительных портрета. Мрачен, угрюм чернобородый стрелец, жена его с полным скорби лицом, безутешным, белым, как мака. Сколько страдания и горя в ее заплаканных опухших глазах! Между ними лицо солдата, исполняющего свой долг, он не смеет выдавать своего чувства, хотя в глазах его глубоко запрятанная жалость. А рядом с ним женская голова: по лицу жены видно, что у нее нет никого близких из обреченных, она просто находится под впечатлением этих страшных минут прощания.

Каждая деталь в картине пришла из настоящей жизни: как мастерски выписаны сверкающие синим блеском сквозь комья грязи железные ободья колес, лужицы в колеях под телегами, или веревка, заплетенная за перекладину телеги, или узор платка у матери рыжего стрельца, или узор на дуге, складки одежды на молодой стрельчихе - все это надо было выискать, зарисовать с любовью.

Мастерство художника и в "озвучивании картины". Мы как будто слышим рыдания женщин, испуганный крик девочки в красном платочке, слышим скрип колес, фырканье лошадей, гул многоликой людской толпы.

Оценка выступлений "экскурсоводов-искусствоводов" членами экспертной комиссии.

При оценке учитываются доказательность, аргументация своей оценки, речь, глубина анализа.

Коллективное собеседование по картине В.И. Сурикова "Меншиков в Березове".

"Счастье баловень безродный, полудержавный властелин". Раскройте смысл пушкинских строк. Что вы знаете об А. Меншикове?

Почему картину относят к историческому жанру, а не считают жанровой?

Попытайтесь проникнуть в тайны души героев картины.

Картина "Боярыня Морозова".

Сюжет картины.

Единый композиционный центр картины - боярыня Морозова. Смысл ее образа. Какой ее изобразил художник?

Кто из персонажей картины привлек особо ваше внимание? Почему?

Выражение движения в композиции. Как оно выражено?

Колорит картины. Звучность живописи В.И. Сурикова.

Подведение итогов урока.