Ознакомление с пространственными отношениями детей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Продолжать совершенствовать у детей навыки ориентирования по карте города, навыки проведения анализа изображения, закрепить знание названий основных улиц города Саратова и его достопримечательностей.
  • Развивать познавательные способности и навыки поисковой деятельности, диалогическую и монологическую речь у детей.
  • Осуществлять преемственность с другими разделами программы при поиске вариантов решения проблемы.
  • Воспитывать любовь к родному городу и его достопримечательностям, культуру общения детей, умение слушать других, не перебивая и используя вежливые выражения.

Активизация словаря: ввести в словарь детей понятия: "обратный адрес", "электронная почта"; активизировать словарь детей понятиями: "достопримечательности", "маршрут", "компас", "стороны света"; объяснить смысл выражения: "индекс".

Материалы к занятию:

  • Демонстрационный: географическая карта города Саратова; указатели городов России, основных улиц города Саратова; фотографии достопримечательностей города; технические средства обучения (интерактивная доска, видеокамера, компьютер).
  • Раздаточный: на каждого ребенка макет компаса, карандаши.
  • Предшествующая работа: работа с планами помещений детского сада, знакомство с картой города Саратова, экскурсии по Набережной Космонавтов, в музей краеведения, в музей им. Радищева, в театр оперы и балета, в театр юного зрителя, в планетарий.

Ход занятия

Воспитатель показывает на экране интерактивной доски слайд с изображением обложки специального выпуска журнала "Смешарики".

- Ребята, после просмотра вашего занятия, на котором вы помогли Смешарикам восстановить страницы спецвыпуска журнала, мне захотелось рассказать о вас своим друзьям из другого города. Ребята из детского сада, в котором работают мои друзья, очень захотели с вами познакомиться и узнать больше информации о детском саде, о нашей группе и поинтересоваться, путешествуете ли вы за пределы детского сада. Вот адрес этих ребят: Тюменская область, город Белоярский, детский сад "Снегирёк".

- Вы хотели бы начать переписку с новыми друзьями?

- Что мы можем написать в письме о нас? ( Написать наш адрес: индекс, название города, название улицы, номер дома, номер и название детского сада, возраст ребят в группе). Почему необходимо указать "индекс"? (Индекс - это условное обозначение почтового отделения)

- Давайте составим план нашей работы:

  • оформим конверт;
  • соберем информацию (о себе, о детском саде, о городе);
  • отправим письмо.

(На экране появляется конверт с незаполненным обратным адресом)

- Ребята, скажите, что нужно написать на поле конверта с пометкой "обратный адрес"? (индекс, название города, улицы, номер дома, номер детского сада, группу)

Внизу на интерактивной доске открываются названия городов России (Самара, Саранск, Сызрань, Москва, Сочи, Саратов, Волгоград, Орел, Пенза), улиц города Саратова (Московская, Чапаева, Мичурина, Набережная Космонавтов, Астраханская, Лермонтова, Чернышевского, Соколовая), Мясницкая), номера домов улицы Лермонтова ( 20, 26, 36, 58, 69, 78, 82, 162), номера детских садов( 4, 22, 35, 56, 85. 92), названия детских садов ("Солнышко", " Снежинка", "Фантастика", "Ромашка", "Буратино").

- Ребята, выберите из предложенных названий и номеров правильные и составьте наш обратный адрес: город Саратов, улица Лермонтова, дом 36, детский сад № 35, "Фантастика" (практическая работа детей с интерактивной доской)

- Первая часть плана выполнена - конверт оформлен, а вместе с написанием обратного адреса мы можем рассказать новым друзьям, как мы его составляли.

На экране появляется изображение из 4-х кругом разного размера со стрелками, направленными внутрь кругов.

 

-Ребята, можно ли нашу информацию условно обозначить этим рисунком? Какой объект будет обозначать каждый из кругов?

  1. города России - мы выбрали наш город Саратов;
  2. улицы города Саратова - мы выбрали нашу улицу Лермонтова;
  3. названия детских садов - наш детский сад "Фантастика";
  4. номера детских садов - наш детский сада № 35.

- Что бы рассказать о наших экскурсиях по городу, я предлагаю воспользоваться картой города Саратова (дети рассаживаются вокруг карты).

- Какой предмет поможет нам правильно определить направление нашего маршрута? (компас) Воспитатель предлагает детям нанести на макет компаса его направления. (Дети выполняют задание, на карте устанавливают компас, определяют путь движения по городу от точки "Детский сад")

- Если двигаться на восток от детского сада, какие объекты на пути мы увидим? (улицу "Набережная Космонавтов", мост через Волгу, самую длинную реку в Европе).

- Если двигаться на север от детского (бассейн "Юность").

- Если двигаться на запад (Троицкий собор, музей им. Радищева, театр оперы и балета, ТЮЗ, здание консерватории, здание цирка).

- Если двигаться на юг (музей краеведения, планетарий).

- Ребята, многие из названных объектов мы с вами посещали. Все они, наряду с нашим детским садом составляют центр города. Как мы называем эти объекты, когда знакомим гостей с нашим городом? (достопримечательности) Почему? Это здания, заслуживающие особого внимания, нам нравится посещать их (театры, музеи, планетарий) и мы гордимся ими.

- Давайте вложим в наше письмо иллюстрации названных объектов. (На интерактивной доске появляется слайд с изображением достопримечательностей города, названных детьми)

- А как же мы можем рассказать о себе новым друзьям, чтобы они нас услышали, а может быть, даже увидели? (воспользоваться видеокамерой) Воспитатель предлагает ребятам в камеру, по очереди, назвать своё имя и своё любимое занятие. ( " Привет, меня зовут Стефа, мне 6 лет, я очень люблю рисовать и ходить в театр")

Вот и готов ещё один пункт нашего плана - собрана информация о нашем городе и о нас. Что осталось выполнить?

Сложить содержимое в конверт и отправить письмо.

- Каким средством передачи информации мы можем воспользоваться? (Почтой, электронной почтой, курьерской службой, SMS-сообщением)

- Какое из них нам наиболее удобно сейчас? (почта)

Теперь мы с нетерпением будем ждать ответа от наших друзей.