Решение составных уравнений (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Отрабатывать навыки решения составных уравнений. Систематизировать знания по теме "Уравнения".
  • Закреплять навыки увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, в несколько раз; решать задачи, содержащие переменную; вспомнить и систематизировать основные свойства сложения и умножения.

Оборудование.

  • Компоненты уравнений.
  • Разрезная картинка - карточки (хрюша).
  • Учебники.

Ход урока

I. Организационный момент.

Какую новую тему изучали на предыдущем уроке?

Какие затруднения она у вас вызвала?

Летит выше звезд
Арифметика наша.
Уходит в моря,
Строит здания, пашет,
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.

II. Актуализация знаний.

Индивидуальные задания у доски

Закончите определение: уравнение - это:

Допишите правила.

а) чтобы найти неизвестное слагаемое, надо:

б) чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:

в) чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:

г) чтобы найти неизвестный множитель, надо:

д) чтобы найти неизвестный делитель, надо:

е) чтобы найти неизвестное делимое, надо:

Вычислите удобным способом:

(5843+108)-108;

2345-(345+2000);

149+563+851+437.

III. Постановка проблемы.

Среди данных записей подчеркните уравнения.

а + а 5040 : b - 4 =500

85 - x > 70 a : 40 - 18

125 + 75 =200 c > k

159 - 104 = 155 k + k = t

20 . y + 50 = 890 40 + 40 +40

На какие группы можно разделить эти записи?

Прочитайте уравнения, которые вы подчеркнули.

Что в них необычного?

Почему вы решили, что эти записи- уравнения?

Решите эти уравнения.

Подходит ли наш алгоритм для решения таких уравнений?

Почему?

Какую же задачу мы для себя поставим на этом уроке?

Такие уравнения мы будем называть составными.

Кто догадался, какая тема урока у нас сегодня ?

Да, ребята, тема нашего урока: "Решение составных уравнений"

IV. "Открытие детьми нового знания".

(на доске написано уравнение:)

(у-4) * 3 = 15

Для того, чтобы решить такое уравнение, надо каким-то образом свести его к уже известным видам.

Может у кого-то из вас есть идеи, как это сделать?

(выслушиваю все предложения учащихся, если верного ответа нет, помогаю вопросами.)

Сколько действий в левом выражении?

А какое действие последнее?

Назови компоненты при умножении .В каком из этих компонентов стоит переменная?

Закроем компонент (у-4) карточкой Х. Что мы видим?

(Получили простое уравнение на нахождение неизвестного множителя)

Решите полученное уравнение.

х * 3 =15;

х = 15 : 3;

х = 5.

(После этого карточку Х убираю, вместо неё восстанавливаю запись (у-4) и уравнение решается до конца.)

(у - 4) . 3 = 15;

у - 4 = 15 : 3;

у - 4 = 5;

у = 5+4 ;

у = 9.

Давайте составим алгоритм решения таких уравнений.

найти последнее действие

\\

выделить неизвестный компонент

\\

применить правило нахождения неизвестного компонента

\\

упростить правую часть

\\

корень уравнения найден?

\\да

сделать проверку

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

№1 (а, б), 2, стр.83-дети комментируют, придерживаясь полученного алгоритма.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 1 (в, е)

VIII. Повторение ранее изученного.

№ 3, стр. 83-выполнить коллективно

№ 5, стр. 84-"Блиц - турнир".

№ 6 стр. 84- составление схемы к задаче коллективно, решение выполняет один ученик у доски.

№ 9, стр.84- повторение основных свойств арифметических действий, затем комментирование решений с указанием применённого свойства чисел.

Работа с разрезными карточками - включение нового материала в систему нового знания.(ответы выкладываются на доске - Хрюша,работа в группах.)

IX. Подведение итогов урока.

Какие затруднения встретили на уроке?

Чем они вызваны?

Что необходимо для их устранения?

Кто может сказать, уходя с урока, что он научился решать составные уравнения?

X. Домашнее задание.

Составить и решить самим 2 составных уравнения.