"Будь природе другом"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формировать осознанное применение полученных знаний о родной планете, показать, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий человека;
  • расширять представление детей о рациональном взаимодействии с природой; воспитывать любовь к родному краю.

Задачи: формировать знания о нормах и правилах поведения в природе.

Оборудование: аудиозаписи “Звуки леса”; знаки охраны природы; рабочая тетрадь учащихся; карта Смоленской области; Красная книга Смоленской области.

Ход урока

1. Организационный момент. Минута гармонии

Учитель:

Я желаю вам всем сегодня добра!
Вы желаете мне сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!

2. Актуализация знаний

Ребята, сегодня нам предстоит очень необычная работа. Я готова ее начать и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)

– Спасибо. Именно ваши ладошки помогут определить, что мы сегодня будем изучать. Что напоминает вам форма ладони? Какой предмет?

– Что можно дорисовать, чтобы получить новый предмет? Во что преобразовать?

– Отгадайте, что изобразила я?

Это живое существо. Оно питается, растет, изменяется, размножается. Бывает очень маленьким и большим. Живет от 100 до 2000 лет, но ходить и бегать не умеет.

Что это такое?

Может быть вам поможет другая загадка?

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладоней.

А где можно увидеть много деревьев? (В лесую)

3. Введение в тему

Давно ли вы были в лесу?
– Я предлагаю отправиться в лес.
– Посмотрите, каких животных мы встретили по дороге в лес.

петух осел медведь орел грач индюк

– На какие группы можно разделить всех животных?

– По первым буквам составьте слово.

– Какое слово получилось? (Помоги.)

– О чем нам говорит это волнующее слово? (О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред природе.)

– Кто назовет тему нашего урока? (“Будь природе другом”.)

– С какой целью мы это будем изучать? (Будем учиться защищать природу, жить рядом с ней, пользоваться ею.)

Девиз урока: “За жизнь на Земле!”

4. Игра “Мозговой штурм”. Проверка домашнего задания

А сейчас мы проведем зарядку для ума. Ответьте:

  1. Как ученые называют лес? (“Легкими” нашей планеты).
  2. Самый крупный жук в нашей стране? (Дровосек реликтовый).
  3. Как называется растение, корень которого напоминает человеческую фигуру? (Женьшень).
  4. Какой цветок назвали в честь древнеримской богини красоты? (Венерин башмачок или дамская туфелька).
  5. Как называют науку, которая учит защищать и охранять природу? (Экология).
  6. У какой книги разноцветные страницы? (У Красной книги).
  7. Для чего нужна Красная книга? (Она информирует, какие растения и животные в опасности).

– Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир.

– Прочитайте слова. Определите, какое слово лишнее. Почему?

(Зубр, бобр, заяц, лотос) /слайд 3/

(Лишнее слово – заяц, т.к. не занесен в Красную книгу.)

– А бобр, ребята охраняется на территории парка Смоленского Поозерья.

– Ежедневно на Земле исчезает от 1 до 10 видов животных и каждую неделю – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых видов животных и растений.

5. Работа по учебнику

Напомните тему сегодняшнего урока. Прочитайте ее в учебнике на стр. 86 вверху.

– Рассмотрите центральную иллюстрацию на схеме. Что мы видим? (Природу).

– Назовите объекты природы. На какие 2 группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая природа).

6. Физкультминутка для глаз

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

– Кто был внимательным, какие слова получились?

потребители
защитники
эксперты

7. Работа по учебнику

Внимательно рассмотрите схему в учебнике.
– Сейчас вы будете потребителями природы. А кто такие потребители? (Те, кто пользуется природой).

– Расскажите, почему многие растения и животные встречаются все реже? По какой причине это происходит?

Ответы:

Отстрел животных
Вырубка леса, спил деревьев
Ловля рыбы сетями
Загрязнение водоемов
Срываем цветы
Ловим бабочек сачком

– Это примеры отрицательного влияния человека на природу.

– А теперь в работу включаются юные защитники природы.

Приведите примеры положительного влияния человека на природу. Что можно сделать, чтобы защитить природу?

(Очистить родник, сделать кормушку, покормить птиц, посадить деревья и ухаживать за ними, расставить мусорные баки и т.д.)

– Сейчас, вы – эксперты, дайте экологический прогноз для случая, когда происходит загрязнение воды и воздуха.

Экологи:

  1. Вода – рыба – растения – человек.
  2. Воздух – дождь – почва – животные и растения – человек.

– Сделайте вывод.

(Во всех случаях страдает человек.)

– Герои нашей книги - Надя и Сережа, придумали несколько простых правил поведения в природе. Прочитайте их самостоятельно. (Стр. 86)

– А сейчас я буду показывать знак, а вы прочитаете правило, которое подходит к знаку.

– Можете ли вы предложить свои правила поведения в природе.

Нельзя разорять муравейники.
Нельзя жечь костры.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Нельзя мыть машины у реки.

8. Физкультминутка

Давайте представим, что мы идем по лесу и наблюдаем за природой. В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Почему? (От этого погибают многие растения и насекомые, и становятся редкими.)

Встали! Шагом марш!
Посмотрите направо!
Посмотрите налево!
Как хорош лес!
Присядьте, загляните под кустик.
Кого вы там увидели?
Это маленький работяга муравей.
Не будем ему мешать.
А вон там на дереве кто-то виднеется.
Поднимемся на носочки, чтобы лучше рассмотреть.
Выше! Выше! Это красавец жук-усач.
А вот на дороге завал из сучьев.
Давайте его разберем.
Наклоняйтесь, берите ветки и откладывайте в сторону.
Хорошо, молодцы! Теперь нам пора домой.
Мы можем приступить к занятиям?
Нет, у нас грязные руки.
Вымоем руки, стряхнем воду с кистей рук, вытрем полотенцем. Теперь можно работать. Займите свои места за партами.

9. Работа с плакатом “Земля просит помощи”

Ребята, всегда ли человек относится к природе как к другу?

Посмотрите, сколько грязных пятен на нашей земле. Мы должны их убрать и прочитать “напоминайки”.

(Учащиеся по выбору убирают грязные пятна с Земли и зачитывают записи под ними.)

img3.gif (43606 bytes)

– Мы убрали все грязные пятна с нашей Земли. Посмотрите, она выздоровела! Ей хорошо в чистом мире. Появились птицы, звери, насекомые, расцвели красивые цветы. Какой вывод можно сделать? (Рассуждения детей.)

– Ежедневно каждый из нас может делать маленький вклад в охрану природы.

– Сейчас я предлагаю вам озвучить получившуюся картину.

1 ряд – будете озвучивать шелест листвы (ш-ш).
2 ряд – будете голосом передавать пение птиц (фью-фью).
3 ряд – передаст жужжание насекомых (ж-ж).

– Попробуем по очереди, хором.

– Сейчас вы услышали звуки леса.

10. Выполнение теста

А давайте проверим, являетесь ли вы защитниками природы или нет. Я предлагаю вам выполнить задание. Надо ответить на вопросы, выбрав один из ответов и записать его буквой в таблицу.

Тест

1. Почему нельзя загрязнять воду?

Д – Потому что в ней погибают организмы.
М – Потому что будет некрасивый цвет воды.

2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

Б – Да, например, комар. Он больно кусается.
Р – Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного.

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?

У – Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть.
Я – Потому что их можно будет потом взять домой.

4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

Г – Животные, которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
Я – Красивые.

– Проверим, что у вас получилось. Зачитывайте вопрос и вариант ответа.

1 2 3 4
Д Р У Г

Вывод: Человек должен быть настоящим другом природы.

– Ребята, давайте вспомним сказку о золотой рыбке А.С. Пушкина. В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу, строгую, щедрую, а в жадной старухе – самих себя!

– Как вы думаете, что подсказывает сказка? (Рассуждения детей.)
– Человек! Береги природу, а то останешься у разбитого корыта.

11. Рефлексия

Я предлагаю вам закрыть глазки и вспомнить, что вы сделали хорошее для человека, животного, где проявили сострадание. И у вас на душе станет светлее.

12. Работа с тетрадью

Откройте рабочую тетрадь на странице 34, прочитайте задание №1.

(Выполняют задание.)

13. Итог урока

Сделайте вывод по теме урока. Важна ли для вас эта тема и для чего мы ее изучали?

– А вот теперь вам заключительное слово. Перед вами цветные листки-лепестки. Если вам понравился урок, вы получили новые полезные знания, то поднимите зеленый листок.

Если вам понравился урок, то поднимите желтый листок.

Если вы ничего нового не узнали, то красный листок.

Посмотрим, каких листиков больше.

Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: “Верь в своих учеников, каждый из них – это наше будущее, и каждый из них станет обязательно хорошим человеком”.

И закончить урок я хочу словами П. Гвоздеслава: “Я сорвал цветок, - и он увял. Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

14. Домашнее задание

Перечитать правила друзей природы (с.. 87). Сочинить сказку-предупреждение о правилах поведения в лесу.

В конце урока вопрос для всех присутствующих, он очень актуален во время эпидемии гриппа.

Этот кустарник с давних времен называют лекарством от 40 болезней. Кора у него блестящая, красно-бурая. Осенью созревают плоды, из которых готовят соки, сиропы и напитки. (Шиповник)

Пейте сироп шиповника и будьте здоровы.