Урок литературного чтения во 2-м классе "Сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

Обучающие:

  • систематизировать сказки по темам и авторству;
  • закрепить знания о прочитанных сказках;
  • формировать умение делать выводы;
  • учить определять главную мысль в сказке.

Развивающие:

  • развивать логическое и ассоциативное мышление и наблюдательность;
  • развивать навыки анализа;
  • развивать умение читать выразительно;
  • развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитывать любознательность;
  • формировать умение слушать и оценивать ответы товарищей, участвовать в коллективной дискуссии;
  • умение работать в группе, коллективе, паре.

Вид урока: урок – игра.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: индивидуальная, парная, коллективная.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТ, театрализация,

Оборудование:

  • выставка книг (сказки разных народов и авторские сказки);
  • карточки для учителя (со словами “сказки”, “народные”, “авторские”, волшебные”, “о животных”, “бытовые”), магнитная доска с креплениями;
  • карточки для учащихся с заданиями и текстом для отработки навыков выразительного чтения;
  • CD-диск со сказками, аудиоцентр;
  • макет окна со ставнями, мягкая игрушка для кукольного театра (медведь), сундучок с призами;
  • компьютер и мультимедийный проектор;
  • шаблоны для моделирования обложки книги;
  • костюм сказочницы для учителя.
  • Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Под музыку открываются ставни “окошка”, учитель в костюме сказочницы начинает разговор: “В некотором царстве, в некотором государстве, во 2 “В” классе начался урок чтения. А тему урока вы узнаете, если разгадаете кроссворд. Назовите произведения по обложкам книг. Какое слово получилось в красных клеточках? (сказки) Значит, тему нашего урока – сказки – вы смогли разгадать.

2. Мотивация учебной деятельности.

Задача: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Появляется “медведь” и как давай реветь: “Ох, горе, мне, несчастному. Совсем память потерял!”

Учитель: “Что случилось?”

Медведь: “Я потерял то, сам не знаю что. Оставил там, где не знаю сам. Помогите!”

Учитель: “Ребята, поможем медведю? Для этого нужно выполнить несколько заданий. Давайте вспомним, в каких сказках встречается медведь?” (Выслушать ответы детей. Если не смогут ответить верно, задать наводящие вопросы.)

3. Обобщение и систематизация раннее полученных знаний

Задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

а) Систематизация сказок по темам.

Ребята, а если в сказке главный герой медведь или другое животное, то как можно назвать такие сказки? (Выслушать ответы детей. Если не смогут ответить верно, задать наводящие вопросы.) Правильно, это сказки о животных.

А вы верите в волшебство? Знаете, а я ведь волшебница! Не верите!? Тогда смотрите! (“Управлять молниями” в шаре.)

А если в сказе есть волшебство, как называются такие сказки? Правильно, волшебные.

А если в сказке нет ни волшебства, ни главных героев-животных, то, как тогда называются сказки? Такие сказки называются бытовые. С ними вы подробнее познакомитесь в 3 классе.

Итак, какие бывают сказки по темам? (Рассмотреть схему на экране.)

Волшебные, о животных и бытовые.

А в какую группу можно отнести эту книгу? (Кот в сапогах.) Ведь здесь есть и главный герой – кот, и волшебство. А эту? (По щучьему веленью.) А в этой сказке есть волшебство? А кто главный герой? Так какие это сказки? (Их можно отнести к волшебным сказкам, где один из главных героев – животное.)

Вызвать двух учеников к доске, чтобы они разделили предложенные книги на две группы: волшебные сказки и о животных. Остальные учащиеся выполняют задание по карточкам № 1 по вариантам. Приложение 2

1 вариант: подчеркнуть волшебные сказки.

2 вариант: подчеркнуть сказки о животных.

Самопроверка по книгам на доске и на экране. (Найдите ошибку, если есть. Дайте правильный ответ.)

За правильное выполнение задания дети получают нарисованный горшочек меда, который крепится на магнитную доску.

b) Систематизация сказок по авторству.

Посмотрите на эти сказки и скажите, чем различаются сказки слева и справа? (Выслушать ответы детей. Если не смогут ответить верно, задать наводящие вопросы.)

Итак, по авторству сказки бывают авторские и народные. Вызвать двух учеников к доске, чтобы они разделили предложенные книги на две группы. Остальные учащиеся выполняют задание по карточкам №2.

1 вариант: подчеркнуть авторские сказки.

2 вариант: подчеркнуть народные сказки.

Самопроверка по книгам на доске и на экране. (Найдите ошибку.)

Рассмотреть схему на экране. Итак, какие бывают сказки по авторству? Авторские и народные.

За правильное выполнение второго задания дети получают еще один нарисованный горшочек меда, который крепится на магнитную доску.

Физминутка.

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

4. Применение прежних знаний в новой ситуации

Задача: установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации.

Моделирование обложки книги по вариантам. Взаимопроверка. Чтение сказки “Волк и семеро козлят” по ролям.

Если много времени остается, подобрать пословицу к сказке из трех предложенных пословиц (карточка № 3). Попросить детей обосновать свой ответ.

За правильное выполнение третьего задания дети получают еще один нарисованный горшочек меда, который также крепится на магнитную доску.

5. Контроль усвоения знаний

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Еще раз повторить, какие бывают сказки по темам и по авторству. Рассмотреть схемы.

6. Рефлексия.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Молодцы, со всеми заданиями справились. Вам понравилось работать всем вместе? Помогать медведю?

Вы помогли медведю, за это получили три горшочка с медом. Перевернем их и составим предложение. Вот вы и узнали, что потерял медведь и где это находится: “Сундучок лежит под столом”.

Медведь: “Спасибо, ребята! Я вспомнил! Я принес вам подарки от сказочных героев. Это паззлы по иллюстрациям к сказкам”.

Достать корзинку из шкафа и вручить детям призы.

Учитель: “За вашу активную работу на уроке я тоже хочу сделать вам подарок – книгу со сказками, чтобы вы продолжили работать со сказками. Ведь эта тема продолжается и в третьем классе, и в четвертом”.

Звучит музыка, что и в начале урока. Ставни закрываются. Урок закончен.