Разработка урока по русскому языку на тему "Обращение – самый этикетный знак" (обобщение)

Разделы: Русский язык


Цели:

I. Образовательная:

  1. Уточнение и расширение знаний об обращении, как особой структурной части предложения.
  2. Усовершенствование навыков конструирования предложений с обращениями.
  3. Акцентировать внимание на интонации, на место обращений в предложениях и на постановку знаков препинания при них.

II. Воспитательная:

  1. Воспитывать уважение к говорящему и самостоятельности суждений об обращении как к этикетному знаку, воспитывать культуре речи.

III. Развивающая:

  1. Развивать память, мышление.

IV. Содержание урока:

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Мыслительная разминка. Записать угаданные слова по их лексическим значениям:
  • Женская одежда от талии и ниже (юбка).
  • Страна света противоположная северу (юг).
  • Очень молодой возраст, период ранней молодости (юность).
  • Хорошая, широкая дорога для автомобилей (шоссе).
  • Боковая часть лица от носа до уха (щека).
  • Очень тихая речь (шепот).
  • Все люди (человечество).
  • Специальная жидкость, которой пишут (чернила).
  • Спортивная игра на коньках (хоккей).
  • Растение, из плодов которого делают ситец и некоторые другие ткани (хлопок).

Назовите орфограммы в словах; найдите сложное слово; найдите слово, в котором перестановка ударения изменит его лексическое значение; найдите иностранные слова; выполните разбор по составу сложного слова.

V. Повторение.

а) Ответьте на вопросы:

Что такое обращение?
Чем может выражаться обращение?
Как выделяется обращение на письме?
Какие могут быть обращения?
Является ли обращение каким-либо членом предложения?

б) Чтение стихотворения

Ты, Россия моя .

Мать – Россия моя,
С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить.
Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия моя,
заветная!
За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя,
Родина светлая!
Все, что в сердце моем,
Все, чем в жизни живу,
Все, что было и есть,
Я Россией зову…
(С. Островой.)

Назовите все обращения в стихотворении и скажите, какое место занимает обращение в предложениях?

(Презентация. Слайд1)

Найдите обращения в предложениях, записанных на доске .

Москва, всех столиц чудесней ты. (В. Винников) Дай руку, товарищ далекий, мы рядом с тобою стоим. Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега.

(А.Сафонов) Цветите, юные! И здоровейте телом. (С. Есенин) Где сейчас ты, девушка Наташа ,синеглазка с черною косой? Услышь меня , хорошая, услышь меня , красивая, заря моя, вечерняя, любовь неугасимая. Степанушка, родной, не выдай, милый!

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Новая тема.

а ) Работа по таблице

“ Обращение”

(Слайд 2)

б ) Словарная работа.

(Слайд 3)

Этикет – французкое слово. Означало “ этикетка”, “ ярлык”.

в ) Слово учителя:

Называя собеседника, мы как бы выбираем для него подходящий к случаю ярлык. Это речевое действие, состоящее из призыва и называния одновременно. Основная функция обращения– привлечение внимания, призыва собеседника. Это явление звательности. В нем происходит в разговорном стиле значительные изменения:

  1. Усечение суффикса или окончания (в собственном имени или наименовании родства).
  2. Устная речь допускает стяжение даже в имени – отчестве. Стяженность – настолько яркий признак русского обращения.

Например: Петь! Тань! Мам!

Все это норма литературного употребления.

Запишите несколько имен и отчества при помощи стяженности.

Наталья Ивановна– Наталь Иванна.
Зинаида Павловна– Зинаида Пална.
Василий Юрьевич– Василь Юрьич.

Приведите примеры стяженности имен по нашей школе.

г ) Работа по карточке.

К-1: Галя хотела позвать Котьку умываться, но он сам пришел в ванную:

– Теть Галь, мне нужна коробка из-под обуви. (Н. Соротокина)

К-2: – Шурк! – позвала бабка

– А?

– Павла-то, наверное, в Кремль пускают? (В. Шукшин) .

Найдите стяжения в данных примерах и поставьте в исходное положение.

д ) Ситуации для учащихся.

Простое действие – назвать собеседника – не всегда удается.

С-1: На улице стоит парень.

Спросите как пройти к улице Московская. Адресат вам незнаком.

(Сценка на улице. )

– Эй, парень!
– Какой я вам парень
– Простите, гражданин.

(Фамильярно – грубое Эй! бытует разве что в среде подростков.)

Беседа по ситуации.

С-2: Как милиционер может обратиться к прохожему?

(– Гражданин! – чувствуется официальность, строгость.)

Как милиционер обращается к человеку осужденному или уже на подозрении?

(– Гражданин! Пройдемте.)

Как можно обратиться к человеку в транспорте?

– Гражданин! Передайте, пожалуйста, билет.

В этом случае ситуация общения иная: не страж порядка и закона, а такой же пассажир применил обращение, которое уже не имеет не официальный, а обиходно – бытовой оттенок.

Итак, слово гражданин имеет следующие значения:

  1. Лицо принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами данного государства и исполняющее все установленные законами обязанности;
  2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему;
  3. Человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу.

Послушайте случай из жизни. Прочитать.

В Польше во время командировки, каждое утро можно было услышать:
Доброе утро, пани!
Попробуйте вставить наши обращения в эту фразу:
Доброе утро,… (товарищ, женщина, гражданочка и т.п.)

Нет, не подходит. В нашей стране это неприемлемо, как в других странах это придает вежливости обращению.

Закрепление.

Запишите 2, 3 предложения, употребив правильно обращения, о которых мы говорили выше, соблюдая, знаки препинания и место употребления обращений в предложениях.

И в заключение:

Сейчас, в настоящее время, все чаще можно услышать с экрана телевидения когда– то утраченные обращения. Вспомните и запишите их.

Дамы и господа! Господин Петров! Господа!

Пример из жизни:

В автобусе от пожилого гражданина услышала:
– Сударыня, садитесь, пожалуйста!

Непривычно еще, но ведь уместно. И уважительно, и неофициально, и доверительно и тепло.

Вывод:

(слайд 4)

Будем надеяться, что и господин + фамилия, и господа, и сударь, сударыня войдут в употребление, останутся и гражданин с гражданкой и товарищ. Чем больше возможностей для выбора дает язык, тем лучше говорящим людям.

Итог урока.

Домашнее задание:

Напишите письмо, употребляя различные виды обращений.

Звучит песня С. Ротару “ Родина моя”.

К-1:

Галя хотела позвать Котьку умываться, но он сам пришел в ванную:
– Теть Галь, мне нужна коробка из-под обуви.
(Н. Соротокина).

Найдите стяжения в данных примерах и поставьте в исходное положение.

К-2:

– Шурк!– позвала бабка.
– А?
– Павла-то, наверное, в Кремль пускают?
(В. Шукшин).

Найдите стяжения в данных примерах и поставьте в исходное положение.