Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правила написания заглавных букв для существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • уточнить представление детей о существительных, которые пишутся с заглавной буквы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать внимательность, память;
  • прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • магнитная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

- Перепишите стихотворение, подчеркните существительные.

Старый, добрый русский лес,
Мир открытий и чудес,
В день любой и час любой
Очарован я тобой.

Презентация.

- А сейчас мы попадем в этот сказочный лес. На пути нам будут встречаться различные животные. По мере их появления мы будем их записывать (Слайд 1-10). На доске появляются поочередно: сорока, воробей, ворона, медведь, корова, лисица, заяц, собака, петух.

- На какое правило все эти слова? (Непроверяемая гласная, иначе это словарные слова, написание которых нужно запомнить).

- Сравним написание слов в тетради и на доске (Слайд 11).

- Чуть позже мы с этими животными еще встретимся. А сейчас я вам открою тайну нашего урока. На нем мы совершим заочное путешествие в город Заглавных букв, но прежде нужно вспомнить правило.

Пишутся с заглавной буквы: имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

Прежде, чем попасть в город, нужно разгадать "Грамматическую арифметику". (На доске появляется запись).

  • Нота до + закрытые в земле ценности = (доклад)
  • ежи - и + е + вика = (ежевика)
  • кожа + ворон = птица (жаворонок)

боб + уста = день недели (суббота)

- Молодцы, ну вот мы и в городе (Слайд 12). У меня в этом городе очень много друзей. Я вас с ними познакомлю. Вместо многоточия надо вставить имена девочек, спрятавшихся в конце имен мальчиков.

На скамейке мальчик Толя
В шашки с ним играет :
На футбол спешит Валера,
А за ним плетется :
Познакомьтесь: это Ваня,
С ним под ручку ходит :
Всех смелей, конечно, Вася
Дружит с ним сластена :

3. Работа с учебником.

Как в любом другом городе здесь есть обычная школа, в которой учатся такие же дети, как вы. Давайте заглянем во второй класс и посмотрим, чем там занимаются дети. Что это? Оказывается, они тоже работают по теме, что и мы. Давайте откроем учебник и найдем это упражнение (Слайд 13). Дети выполняют упражнение у доски.

4. Физкультминутка.

Лошадка.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок -чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за партой , руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев ).

Продолжаем знакомиться с улицами этого города.

А кто из вас знает откуда взялось слово "город"? Обратимся к словарю.

Город - крупный населенный пункт. В старину, чтобы защитить это место от врагов, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое ограждение и укрепленное стеной место, крепость стали называть городом.

В каждом городе есть место, куда размещают газеты. Люди подходят, читают информацию, узнают новости, которые произошли не только у нас в стране, но и за рубежом. Откуда к нам пришло это слово? Обратимся к словарю.

В русском языке есть немало слов, которые пришли к нам из других языков. Русские постоянно общаются с другими народами, и часто бывает так, что вместе с каким-нибудь предметом из-за границы приходит и слово. "Газета" к нам пришла из Италии. Сначала в Италии газетой называли мелкую разменную монету, которую платили за первый листок "Писаные новости". Потом этот листок по названию монеты стали также называть газетой, и слово пошло гулять по свету. Прижилось оно и в нашем языке.

- Вот такую полезную информацию я предлагаю вам прочитать из упражнения № 248. (Работа в тетради).

- Мы совсем забыли про животных, с которыми встретились в самом начале урока. Когда рождается человек, ему дают имя, животных нарекают кличками. Давайте каждому нашему встречному попробуем придумать кличку. (Ответы детей)

  • воробей - Сенька
  • ворона - Наталья
  • сорока - Белобока
  • лисица - Алиса
  • собака - Трезор
  • корова - Зорька
  • медведь - Миша
  • петух - Петя
  • заяц - Коська

5. Закрепление темы.

В этом городе есть огромный театр Юного зрителя (Слайд 14). Там как раз сейчас идет показ вашего любимого мультфильма про Незнайку (показ фрагмента из мультфильма в слайде 15).

Незнайка - сказочный персонаж, город, в котором жил вместе со своими друзьями тоже сказочный. Вспомните название города, улиц, аллеи и реки. Назовите всех персонажей этой сказки, которую написал Носов. (Дети отвечают на вопросы и одновременно закрепляют правила о написании слов с заглавной буквы).

6. Итог урока.

- Что мы повторили?

- Что особенно вам понравилось на уроке?

- С каким настроением уходим с урока?