Урок по окружающему миру на тему "Князь Ярослав Мудрый. Православные храмы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с одним из князей Древней Руси; показать вклад, который он внёс в историю, архитектуру, просвещение и культуру России.

  • Развивать навыки самостоятельной работы, формирующие образное мышление и способствующие развитию познавательных способностей.

  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культуре и традициям прошлого своей страны.

Оборудование:

  • физическая карта "Древняя Русь. ХI век";
  • выставка книг:
    • Н.Н.Головин. "Моя первая история"
    • С.Голицын. "Сказания о земле Русской"
    • "Дидактический материал по русскому языку. 4 класс"
    • журнал "Живопись"
  • картины храмов;
  • детские рисунки храмов Мурманской обл.;
  • стенд фотографий храма Георгия Победоносца;
  • тестовые задания;
  • портреты князей Древней Руси;
  • аудиозапись колокольного звона.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Мы изучаем страницы русской истории, историю наших предков. Сегодня хотелось бы начать урок со стихотворения русского поэта 18 века В.А.Жуковского.

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

- Что вы чувствовали, слушая это стихотворение?

- Так мог говорить о Родине человек, искренне любящий свою страну.

- Что передал автор? Что хотел выразить? /Любовь к Родине/

- Что значит любить Родину?

/Знать её историю, следовать её традициям, делать Родину краше/

2. Повторение.

- Вспомним некоторые моменты истории Древней Руси.

А) Самостоятельная работа в тестах.

("Выбери правильный ответ")

- В каком году на Руси было принято Христианство? /988, 1054, 964/

- Кого из князей называли "вещим"? / Олег, Игорь, Святослав/

- Как звали князя, который произнёс слова: "Хочу идти на вас"?

/Владимир, Ярослав, Святослав/

Б) Взаимопроверка. Обмен тестами. Анализ работ.

В) Работа с хронологической таблицей у доски.

- Восстанови правильный порядок княжения на Руси. "Нитью Ариадны" для ваших ответов будут служить даты правления русских князей. Расставьте стрелки соответственно датам и тому, какой вклад внёс каждый князь в историю становления Руси.

3. Тема и цели урока.

- Перелистывая страницы истории, мы узнаём , как много делали князья для процветания Руси. Сегодня мы узнаем имя ещё одного князя.

А) Чтение темы урока детьми.

- О ком пойдёт речь?

1019-1054 его достижения /появляются в ходе урока/

Б) Цели урока.

- Узнаем, что хорошего сделал Ярослав для страны. Будем внимательны к его поступкам. Дадим ответы на вопросы: /Запись на доске/

- Для чего он это делал?

- Как связано имя Ярослава с православными храмами?

4. Объяснение нового материала.

А) Значение имени.

- Хотите узнать, что обозначает это имя?

/Монолог ребёнка/

- Ярослав - это древнее славянское имя, которое обозначает: сильный, славный, отважный. Звёзды пророчат человеку с таким именем настойчивость в достижении цели, талантливость, утончённость, ум, стремление докопаться до смысла жизни, дойти до самой сути дела с помощью науки, уйдя в неё с головой.

Б) Рассказы детей.

- А что узнали о Ярославе вы?

В) Обобщение.

- Читая летопись "Повесть временных лет" узнаём, что Ярослав был образованным человеком и "к книгам прилежал, читая их ночью и днём". При нём создавались библиотеки. Открывал училища в городах, уговаривал подданных отдавать туда детей для получения образования и ремесла. Собрал все законы, по которым предки его управляли землёй Русской. Приказал написать их. Это была первая книга Законов и называлась "Русская правда". Слава его была так велика, что некоторые заграничные государи считали за честь быть его союзниками и родственниками.

Г) Работа по карте.

- При нём развивалась торговля, и отправлялись послы в Польшу, Германию, Венгрию, Скандинавию, Францию.

Д) Работа с выставкой книг.

- Узнать об этом великом князе вы можете из этих книг.

- Вот, что я нашла интересного в одной из них. "В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом. Первый такой сад на Руси заложил Ярослав Мудрый".

Е) Физкультминутка.

-Чтобы не зевать от скуки встали и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Щёки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать : раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.
А теперь уже гляди, добрались и до груди.
А теперь ещё сильнее мы похлопаем по шее.
Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там, и немного по бокам.
Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим, делаем как можно выше.

- Сели. "Напишите "подбородком слово "мудрый".

Ж) Беседа о храмах.

- Ярослав Мудрый - умный, храбрый князь, богобоязненный, справедливый, который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа. Он знал, что нельзя быть счастливым без просвещения, без веры. Потому при нём стали переводить церковные книги на славянский язык, чтобы русский народ стал просвещённым.

Ярослав был родоначальником строительства церквей. На том месте, где русские дружины разбили племена печенегов, возвели Собор Святой Софии (показ фотографий) в честь великой победы. И раздался победный звон по всей Руси.

З) Слушание аудиозаписи "Звон колокола".

- Какие чувства были у вас при прослушивании?

- Что передаёт колокольный звон?

/Сдержанность, торжественность, радость, ликование/

- Ни один православный храм не обходится без колокольни.

И) Работа по картинам, рисункам, фотографиям.

- Рассмотрите иллюстрации, картины и фотографии.

- Где строятся храмы?

/На самом высоком месте, на возвышенности, чтобы было видно издали/

- Из чего построены? /Из дерева, кирпича/

- Что отличает церковь от остальных зданий?

/Наличие блестящего колокола, светлые кресты, купола, белые стены/

- Почему белые, светлые, блестящие?

/Они как бы говорят, что наша вера чиста и светла/

- Опишите форму окон и дверей. /Они вверху имеют округлую форму/

- Почему?

/Напоминают небеса, будто призывая человека стремиться к чему-то высокому, чистому в моральном смысле слова /

- Что можно увидеть внутри храма?

/Внутри стены и потолки расписаны иконами. Икона является основной святыней Храма. В алтаре находятся священные предметы./

- Где находится этот храм? /В г.Снежногорске./

- Что можете рассказать о Храме Георгия Победоносца?

5. Итог урока.

- Как вы думаете, ответили мы на те вопросы, что задавали в начале урока?

-Докажите. /Открывал училища, достигал цели, был умным, положил начало возведения храмов, основывал сады/

- Для чего делал? /Делал не ради славы, а ради народа/

- Как назвать такого человека? /Патриот/

6. Оценивание работы детей на уроке.

7. Домашнее задание.

- Самостоятельно найти интересные сведения из жизни князей Древней Руси и рассказать об этом.