Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие умения работать в команде.
Методические задачи проекта:
- обогащение представлений и углубление знаний о фольклорных жанрах;
- выявление общих нравственных принципов, отражаемых в произведениях УНТ, с использованием читательского и жизненного опыта детей;
- развитие умения давать нравственную оценку поступкам героев на примере произведений УНТ;
- формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении, пересказе, в игре;
- пополнение активного словарного запаса учащихся;
- развитие творческих способностей детей;
- привитие интереса к УНТ и раскрытие поэтичности произведений фольклора;
- формирование бережного отношения к культурному прошлому.
Длительность проекта 5 недель
Основополагающий вопрос: «Может ли быть настоящее без прошлого?»
(см. презентацию№1)
Условия проекта:
Был проведён мозговой штурм, поставлены проблемные вопросы, сделан выбор проблем по интересам, сформированы 4 творческие группы учащихся, которые на протяжении 4-х недель самостоятельно собирали информационный материал о жанрах УНТ, знакомились с произведениями по теме, обменивались знаниями в парах и группах, готовились к публичной защите проекта.
Учитель координировал работу, проводил консультации в течение всего проекта, анализировал работу творческих групп.
Родители оказывали моральную поддержку детям, помогали в поиске информации и подборе произведений УНТ, создали жюри, провели фотосъёмку.
Психологи осуществляли психологическую поддержку проекта.
Публичная защита проекта.
Учитель: Сегодня мы с вами завершаем работу по устному народному творчеству (УНТ). Вы будете защищать свои проекты в 4-х группах:
- Сказочники.
- Затейники.
- Дружные ребята.
- Юные артисты.
Выставка книг свидетельствует о том, что вы серьёзно готовились к защите, а выставка рисунков – что с интересом работали над проектом.
Давайте вспомним, что же такое фольклор.
Группы представляют свой материал:
Фольклор (устное народное творчество) folk – народ, lore – мудрость.
Фольклор представляет собой искусство устного слова, этим он отличается от других видов искусства. Важным отличием фольклора от литературы служит коллективность творчества.
Учитель: Какие жанры относятся к УНТ, мы повторим по ходу защиты проектов.
Слово 1-ой группе – сказочникам
Первый участник: Название группы говорит о том, что речь пойдет о сказках. Итак, один из жанров устного народного творчества – сказки.
Что же такое сказка?
Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Посмотрите на слова и составьте 2 группы сказок, которые мы читали.
ненцы иранцы корейцы
хорваты чукчи чуваши
буряты индийцы норвежцы
татары
(1.Сказки народов России. 2. Сказки народов мира.)
Участники группы задают слова по очереди другим группам:
А теперь проверим, хорошо ли вы знаете сказки: узнайте, из какой сказки слова.
1.Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Сколько раз звучат эти слова в сказке? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка. 3 раза)
2.Какие слова повторяются 3 раза в сказке о доброй рябой коровушке, и как называется эта сказка? («Хаврошечка». «Спи глазок…).
3.Узнай сказку по её героям:
Зоренька, Звёздочка, Ласточка. Какой дочери доверилась бы мать? («Три дочери». Татарская).
4. Кто и кому сказал «Но мне не богатства нужны, а чистая совесть». Из какой сказки? (Али-ага Алискеру из сказки «Как проверяется дружба». Лезгинская).
5.В какой сказке рассказывается о волшебных ножницах? («Счастливый мальчик». Иранская сказка). Принесли ли ножницы счастье мальчику?
6.Бакунина Л.(дружным ребятам):
«Палец о палец не ударит» - о ком так говорят. Назовите сказку, о поступках героев которой можно так сказать.
7.Чему научился старец у маленькой девочки. Как называлась сказка? («Век живи – век учись». Хорватская сказка).
8.Чем рассчитался за муку Северный ветер перед мальчиком? Как называется сказка? («Как мальчик с Северным ветром за своей мукой ходил»).
Третий участник : Сказки узнали. Молодцы. А хорошо ли знаете героев сказок?
Допишите прозвища из известных тебе сказок
- «Сказочники» - лисе
- «Затейники» - волку
- «Дружные ребята» - зайцу
- «Юные артисты» - медведю
(Раздают картинки зверей, сзади подписывают прозвища)
Жюри собирают материал для подведения итогов.
Четвертый участник раздает задание всем группам: Вспомните все прочитанные сказки и их героев. О каких героях можно сказать, что у них горячие сердца, а о каких – будто ледяные? Каким героям ты отдал бы эти сердца. Запиши их имена.
Жюри оценивает умение детей характеризовать героев по их поступкам.
Родители зачитывают отзывы о прочитанных сказках из дневников читателей:
Слово 2-ой группе – «Затейникам».
Первый участник: В семье ребенку уделяют много внимания. Растят детей заботливо, с любовью, то есть пестуют, нянчат. Каждое движение сопровождают приговорами, пестушками. Когда ребенок гулит или агукает, приговаривают (дети показывают всё, играя с куклой)
Второй участник:
Ах, поет, поет Соловушка!
Ах, поет, поет молоденький.
Молоденький, хорошенький,
Хорошенький, пригоженький.Третий участник: Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику и приговаривают.
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки!Пятый участник: Когда ребенок учится ходить, говорят
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.Шестой участник: Когда ребенка причесывают, приговаривают:
Встану, косу заплету,
Встану, русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса,
До шелкова пояса –
Всему городу краса.
Первый участник: Детей в семье забавляют, потешают. Ребята показывают сценку «Сорока-белобока», «Идет коза-рогатая».
Первый участник: А теперь ребята будут забавлять и вас. Они загадают загадки. А что такое загадка?
Четвертый участник:
Загадка – вид устного народного творчества (фольклора). Вопрос или задание, которое требует разгадки. Задается с целью испытать сообразительность, развивает способность к выдумке.
Учитель: Третья группа «Дружные ребята» подготовили кроссворд, в который надо вписать отгадки. Загадки сложные, не спешите, подумайте. (приложение №3)
Первый участник:
Пословица – это краткое изречение, высказывание, в котором заключен глубокий смысл.
Учитель: Команда «Дружные ребята» приготовили вам задания по пословицам.
Договори пословицу.
Скучен день до вечера … (если делать нечего).
Учиться – всегда … (пригодится).
Глупой птице … (свой дом не мил).
Кто правдой живет, тот … (добро наживет).
Первый участник:
А теперь соберите рассыпавшиеся пословицы и объясните значение одной из них.
Командиры команд берут набор половинок пословиц:
1. С миру по нитке ( голому рубаха.) –
(Сообща помог, что не по силам или не по средствам)
2. Двое пашут, а (семеро руками машут).
(На одного работающего - несколько советчиков)
3. Какову жизнь проживешь, ( такову и славу наживешь.)
( Слава дается в соответствии с его заслугами)
4. Была бы охота, (наладится любая работа.)
(Было бы желание, любая работа пойдет на лад)
5.Заварил кашу, ( так и масла не жалей.)
( Если затеял какое-либо дело, то не жалей сил, усилий, времени)
Учитель: Команда «Дружные ребята» научат вас считалкам.
Что такое считалка?
Первый участник: Считалка – это рифмованный стишок со строгим соблюдением ритма. С помощью считалки распределяются роли и устанавливают очередность для начала игры. В основе лежит счет.
Учитель:
Послушаем считалки и найдем водящего для игры «Зайка»:
Считалка Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.Игра «Зайка»
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи.
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И скорей назад скачи.Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет
Тот и вон пойдет.Игра «Сова», Сова – водящий,
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят, одна сова не спит,
Летит, кричит, Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит.
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
Учитель: А теперь потренируемся в произнесении скороговорок.
Что такое скороговорка?
Второй участник:
Скороговорка – это короткое стихотворение, часто шуточное. Главная особенность скороговорки состоит в том, что в ней несколько раз в одной строке или даже в одном слове повторяются какие-то трудные для произношения звуки или их сочетания. Скороговорки используют как упражнение для тренировки дикции.
Скороговорки (по группам, можно произносить и свои скороговорки)
- Купила бабуся бусы Марусе.
- У ежа – ежата
У ужа – ужата.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Мед в лесу медведь нашел
Мало меду, много пчел.
- У пеньков опять
Пять опят.
- На горе Арарат
Растет крупный виноград.
- На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром.
- Саша любит сушки
Соня – ватрушки.
- Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Учитель:
А теперь слово «Юным артистам».
Первый участник:
Послушаем – докучную сказку.
Жил-был царь Додон,
У него был большой дом,
Подле дома росла береза
На березе висело мочало
Дерни мочало –
И опять сказка сначала!
Жил-был царь Додон…
Второй участник:
Небылица – слово говорит само за себя (вымысел).
Зачем народ придумывает докучные сказки, небылицы?
(заслушать мнения детей)
Учитель: Послушаем ребят:
(Ребята поют)
Кот – котишка!
Кот – котишка!
Котик серенький
Лобишко!
Приходи к нам ночевать,
Лелю в люлечке качать!
Еще я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
И стакан молока!Баю-баюшки-баю,
Баю Лизоньку мою…
Когда вырастешь большая,
Будешь в школу ты ходить,
Будешь в школу ты ходить,
Книжки в сумочке носить.Баю-баю-баеньки
Я скатаю валенки.
Я скатаю валенки,
Невелики, маленьки.
Валенки на ножки,
Бегать по дорожке.
Учитель: Что вы прослушали? (колыбельные песни).
Что такое колыбельная песня?
Инсценировка сказки «Каша из топора» участниками четвертой группы.
Учитель:
Слово жюри для подведения итогов многодневной работы.
Учитель:
Вот и все группы защитились.
«Поэтичны и красивы народные песни, задушевны и нежны колыбельные, веселы и забавны шутки, потешки, считалки, полны глубокого смысла пословицы и поговорки, остроумны и разнообразны загадки, мудры сказки.»
Сегодня прозвучали лишь некоторые произведения УНТ. Думаю, что они запомнятся вам. Пройдет время, и вы расскажете, споете, загадаете своим детям. «И снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас их глубины веков. Никогда творчество народа не устареет, всегда найдет отклик в человеческой душе.»
Всем спасибо за дружную и плодотворную работу.
Прилагается презентация группы «Сказочники» (приложение №2)
Список использованной литературы.
- Дьяконов Л.В. «Волшебное колечко», Киров, Волго-Вятское издательство,1992.
- Зимин В.И., Ашурова С.Д. и др. «Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь», Москва, «Школа-Пресс», 1994.
- Бровченко О.В.,Саакова А.А.,Сенина Н.Е. «Уроки волшебного слова», ТОО «Айкэн, 1995.
- Кац Э.Э. «Литературное чтение», Москва, «АСТ-Астрель», 2007